Методические материалы

Что такое «Прикладное краеведение»? Почему именно «прикладное»? Ведь значение слова «прикладной» следующее – это то, что имеет чисто практическое значение или применение; то, что может быть использовано на практике, в реальной жизни.

А как можно использовать на практике краеведческие знания, то есть информацию о своей «малой Родине» – городе, посёлке или селе, деревне?!.. Или о каком-то природном объекте где-нибудь поблизости? Оказывается, действительно, такие знания можно использовать, и даже зарабатывать на них. Ну, может быть, не сразу, не тут же, а через какое-то время, может быть даже – через несколько лет, когда этих знаний накопится достаточно для того, чтобы, например, на их основе разработать несколько экскурсий или туристских маршрутов и принимать у себя, на этой «малой Родине», туристов.

 Или для того, чтобы открыть свой блог или группу в соцсетях, которые будут пользоваться интересом не только у земляков, но и у рекламодателей, готовых платить деньги за то, чтобы через такую группу довести до её членов, до жителей вашего населённого пункта информацию о своих товарах или услугах.

Но не менее важным может стать то, что участие в нашем конкурсе, возможно, просто поможет тебе определиться со своей будущей профессией, и ты решишь поступить в вуз, например, на туристскую специальность. Или на географический, а может быть – на исторический факультет. Не исключено, что если объектом твоего внимания станет какое-то животное, то это может сформировать интерес к биологии.

В любом случае крайне важно сделать первый шаг. И таким первым шагом может стать участие в нашем конкурсе «Прикладное краеведение». Он состоит из трех этапов и, как обычно, первый этап – самый легкий, потому что предлагает тебе, по сути, просто определиться с тем, что может стать объектом твоего исследования, и сделать фотографию этого объекта. А может быть – найти другую интересную иллюстрацию: старинную открытку или фотографию, чей-то рисунок или картину, а может быть – и самому что-то нарисовать, если об этом объекте, о котором ты хочешь рассказать, нет никакой другой визуальной информации.

Ну а теперь, наверное, о главном: как выбрать этот самый «объект исследований»? Что им может стать? Самое первое, наверное, что приходит в голову любому человеку – это как раз его «малая Родина», где он родился и живёт, её история, сегодняшний день.

Один из главных объектов исследований краеведов – это природа. Природа – важнейший туристский ресурс. Условно этот ресурс можно поделить на «макро» и «микро» ресурсы. Например, озеро Байкал – это, конечно, макроресурс. А вот кулик под названием «бекасовидный веретенник» – это, вроде бы, микроресурс, но для того, чтобы его сфотографировать, к нам тоже специально приезжают орнитологи-фотоохотники из разных стран (чаще других – из Японии), потому что это очень редкая птица. Кстати, возможность сделать красивую фотографию – это тоже повод, мотивация  для туристов поехать куда-то, и если у тебя есть какое-то заветное красивое место, а то и не одно, рядом с твоей «малой Родиной», оно тоже может стать  ресурсом, привлекающим туристов. Но чтобы сделать красивую фотографию, надо выбрать самое удачное место. Такие места в туризме называются «обзорные точки». Прогулка от одной обзорной точки до другой – это уже фотоэкскурсия, это для кого-то уже может стать поводом (мотивацией) приехать на твою «малую Родину», и воспользоваться твоими услугами гида-экскурсовода.

Для работ, оцениваемых на первом этапе, мы выбрали формат изображение + краткое описание. Мы подготовили небольшой материал с рекомендациями по созданию интересных визуальных материалов как для конкурса, так и для других целей.

Цветение багульника на о. Огой (Малое Море, Ольхонский район) Алексей Шевелёв

Визуальные материалы

Фотографии, рисунки, графика, репродукции

Эффективность изображений в привлечении внимания аудитории выше, чем у текстов. Изображения привлекают внимание, вызывают эмоции и остаются в памяти дольше. Это связано с физиологическими свойствами человеческого мозга, который лучше и быстрее усваивает изображения, чем текст. Более 90% данных, обрабатываемых мозгом, являются визуальными образами, мы лучше запоминаем и понимаем текст, когда он сопровождается картинками. Кроме того, обычно в соцсетях визуальные посты гораздо чаще получают взаимодействие, чем текстовые сообщения. Например, в Facebook они комментируются и репостятся на 50% чаще, чем обычные.

Визуальный контент (содержание) доминирует в современной коммуникации. Это, в основном, результат быстрого развития интернет-технологий. Возможности загружать высококачественные фотографии и видео привели к тому, что визуальный контент всё чаще используется для продвижения турпродукта и территорий. Так, Instagram стал одной из ведущих площадок по продажам туров. Популярные авторы собирают аудиторию до нескольких десятков тысяч человек, разрабатывают и продают авторские туры, имея возможность путешествовать и зарабатывать.

Однако не каждое изображение имеет шанс привлечь внимание большой аудитории. То, чем, какой камерой, сделан кадр, не влияет ни на ценность снимка, ни на суть высказывания. Вы можете снимать на телефон, на фотоаппарат, на «зеркалку» и «беззеркалку». Хорошие у вас фотографии или плохие — зависит не от этого.

Принципы хорошей фотографии

  1. Композиция. Главный объект съемки располагать не по центру, а немного ближе к краю кадра, следуя правилу «золотого сечения». Так легче сконцентрировать внимание зрителей на снимке в целом. При обработке обрезайте всё то, что мешает сосредоточиться на главном объекте съёмки, все лишние детали.
  2. Ракурс. Присядьте или, наоборот, поднимите камеру над головой или заберитесь на возвышение.
  3. Экспозиция. В дневные часы лучше не делать снимки. Вы можете получить фотографии с резкими тенями (и прищуренными глазами). Также не снимайте против солнца, обойдите или поверните объект, или дождитесь другого времени.
  4. Освещение. Лучшее время для фотосъёмки – это так называемый «золотой час» сразу после восхода солнца или, наоборот – за час до заката. Это позволит запечатлеть мягкие переходы между светлыми и яркими участками, тёплые тона и красиво подчёркнутый рельеф пейзажей.
Мыс Шаманка на закате. Фото Алексея Шевелёва

Советы при съемке

  • Не загромождайте кадр – простота сделает фото эффектнее, а обилие объектов запутает зрителя.
  • Научитесь избавлять кадр от визуального мусора: проводов в небе, фигур случайных прохожих и всего того, что не относится к объекту съемки.
  • Четко фокусируйтесь на объекте: он должен привлекать внимание и нужно, чтобы взгляд зрителей двигался к нему. Используйте акценты пейзажа, людей – например, как рамку для главного героя или объекта.
  • Обращайте внимание на задний план. Желательно, чтобы он был однородным, не пёстрым, без большого числа мелких деталей.
  • Старатесь включить в кадр т.н. передний план, например – ветку дерева, цветок, красивый камень. Это сразу добавит снимку объём, художественность. глубину и выразительность.

Советы для подборок изображений

Снимки должны составить интересную мини-историю. В этом отношении они сродни видеосюжету. Одним из приемов для создания хорошей подборки может стать чередование планов.

Общий план

Общим планом принято называть кадр, снятый с отдаленной точки, охватывающий значительные пространства и показывающий объект съемки в целом, его общий вид. Эта крупность плана часто применяется при съемке пейзажа, архитектурных сооружений. Чаще всего на фото нет смысловых центров. Вместо этого есть линии, которые и составляют композицию.

Средний план

Такой вид демонстрирует объект фотографирования с меньшей дистанции и, соответственно, в более крупном масштабе. Особенность среднего плана – выделение одного или нескольких смысловых центров в кадре и демонстрация их взаимодействия. Благодаря этому, он делает зрителя ближе к сюжету на фото; имеет возможность сконцентрировать его внимание на значимом элементе или моменте действия.

Крупный план/деталь

Он очерчивает совсем небольшие пространства, за счёт чего на фотографии зритель видит лишь объект или его часть.

Понятие «крупный план» чаще всего связывается с портретной съемкой, и здесь он применяется постоянно. На таком снимке мы видим в основном только лицо человека, голову, частично плечи, и эти элементы занимают все поле кадра.

Дальний/адресный план

Разновидность общего плана. Установочный план, который знакомит аудиторию с местом действия и показывает взаиморасположение  объектов.  Дает представление о масштабе и окружении. Применительно к нашему конкурсу в качестве адресного плана может выступить скриншот с картой расположения объекта.

Еще одним способом рассказать историю в изображениях – могут быть образы объекта представляющие его хронологию. Законы драматургии гласят, что любая история должна иметь введение, развитие и окончание — используйте это в своём контенте.

Инфографика очень популярна и ей охотно делятся пользователи между собой. Инфографика — отличный способ представить некоторые, иногда довольно сложные данные, в ясной и прозрачной форме.

 

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Публикация от Прикладное краеведение (@kraeved.pribaikal.ru)

Описание изображений

Для большего вовлечения аудитории, изображение следует сопроводить ярким описанием. Для первого этапа конкурса мы определили объем в 500-1500 знаков, что соответствует рекомендациям и ограничениям многих популярных сетей. Под описанием мы подразумеваем историю объекта, связь с определенными событиями или местностью, интересную информацию. Можно использовать высказывания или выдержки из книг, оформленные как цитаты. Описание фотографий удобно приложить в виде текстового файла.

Кроме того, рекомендуем описывать фотографии и при ведении собственных фотоархивов. В век цифровых технологий они стремительно пополняются, и порой найти какую-либо конкретную фотографию на своем компьютере – становится достаточно сложно. Разработчики операционных систем и графических редакторов используют для облегчения работы пользователей систему мета-тегов. Процесс прописывания мета-тегов называется аттрибутированием. Навыки будут полезны при создании и продвижении собственных веб-ресурсов, работе над информационными и издательскими проектами, продаже фотографий через банки изображений.

Мета-теги в Adobe Photosop (сведения о файле)
Мета-теги в Windows (свойства файла)

Популярные графические редакторы дают возможность заполнить название, описание и ключевые слова через функцию Файл -> Сведения о файле. Там же можно прописать и другие данные, например, имя автора, что позволяет сохранить и подтвердить авторские права на изображения, что никогда не бывает лишним.

Заголовок (Title) должен быть содержательным и максимально информативным. Что, где, когда — это те вопросы, на которые он должен отвечать. Оптимальный размер имени файла— 5-10 слов. Не стоит писать ненужные эпитеты, не отражающих сущность работы. В идеале он должен содержать несколько ключевых слов.

Описание (DescriptionВключайте любую уникальную информацию во время атрибутирования, которая отличает ваше изображение от остальных.

Ключевые слова (keywordsОбычно руководства для фотографов предлагают прописать от 20 до 50 ключевых слов, но этот совет применим в первую очередь для фотографов-профессионалов. Удобно описывать ими сезон, время суток.

Оценка или рейтинг (RatingПозволяет отобрать лучшие снимки. Можно пользоваться ей, как «решетом», поэтапно присваивая возрастающие оценки хорошим изображениям и отфильтровывая менее интересные.

Хранение изображений

Сегодня наиболее надежными и при этом доступными носителями для хранения фотографий являются жесткие диски. Лучше дублировать фотографии и на компьютере или устройстве, и на внешнем диске. Ведь папка “Фото” на компьютере чрезвычайно уязвима и в интернете есть тысячи рассказов, как люди пытались восстановить потерянные фотографии. Это практически безвозвратная потеря. Ведь уже не получиться вернуться в прошлое и снять их заново.

Практичнее всего организовать хранение изображений в хронологическом порядке. Если изображений много, имеет смысл разложить их по папкам с указанием года и месяца. В названии файла или папки удобно указать год и автора изображение. Например: 2020_Байкальский_заповедник_БережныхОВ.

 

Часто пользователи называют папку с фото случайным образом: «Новая папка 2», «Фото 3» и так далее. Со временем таких папок с непонятными названиями становится очень много. К тому же они зачастую находятся в разных местах, на разных жёстких дисках. Разобраться в этом спустя пару месяцев  будет решительно невозможно. К тому же такой беспорядок может спровоцировать случайное удаление или потерю важных кадров. Чаще всего, фотографии утрачиваются при попытках очистить свободное пространство на компьютере или устройстве.

Регулярно разбирайте и делайте резервную копию лучших снимков на внешнее устройство. Отобранные и экспортированные для хранения изображения имеет смысл хранить в облачном хранилище, например на Яндекс.Диске.

Время от времени печатайте лучшие фотографии. Если регулярно заниматься отбором, это займет совсем немного времени. Чтобы печать не влетела в копеечку, следует выбирать только самые ценные фотографии.

Конкурс исследовательских работ в виде иллюстрированных эссе с элементами интервью

 

Краткие сведения и изображения являются  элементами привлечения внимания, базовым инструментом маркетинга и продвижения туристских ресурсов территорий. Короткие посты хороши для соцсетей, однако для закрепления интереса потенциальных гостей и путешественников требуются более развернутые, более познавательные материалы. Обычно их размещают на сайтах, в электронных и печатных СМИ. Потенциальных туристов интересуют не просто места или объекты, а, в первую очередь, какие впечатления они получат. Именно поэтому для второго этапа конкурса мы предложили задание в виде написания эссе[1] объемом 3000-5000 знаков.

Как выбрать тему?

Напомним, что наш конкурс кратко называется «Прикладное краеведение» и его цель – пробудить интерес к изучению родного края, своей «малой Родины», сформировать первые навыки по разработке экскурсий, то есть по разработке турпродукта (сокращение от понятия «туристский продукт», используемого профессионалами туристской отрасли) – того, что можно действительно продавать туристам.

Поэтому самое простое решение – это как раз и рассказать о том, чем интересна ваша «малая Родина», чем она может заинтересовать туристов, привлечь их.

Это может быть любой, достойный внимания природный объект или местность, где можно сделать красивые фотографии, куда можно просто приехать отдохнуть, и  воспользоваться при  этом вашими услугами по проживанию, по транспорту или просто сопровождению гостей.

«День города» или села, народные гуляния, какие-то местные обряды; интересный архитектурный объект (церковь, типичный деревянный дом, дающий представление о том, как жили наши предки) – все это культурные ресурсы[2] для создания турпродукта.

 Найти такие природные или культурные туристские ресурсы и так о них рассказать, чтобы они заинтересовали потенциальных туристов – это и есть суть нашего конкурса эссе.

Для тех, кто участвовал в нашем предыдущем конкурсе, хорошим ходом будет дополнение и развитие темы, заявленной в работах первого этапа, так как в таком случае вы можете использовать свои уже готовые наработки: снимки, фрагменты текстов и др.. Тем более, что участникам первого конкурса (визуальных материалов) добавляются бонусные баллы.

[1] Слово «эссе» пришло к нам из французского языка и соответствует таким нашим словам, как «опыт», «попытка», «набросок», «очерк». Обычно это небольшое прозаическое сочинение свободной композиции, выражающее впечатления автора от чего-либо, его размышления и соображения по какому-либо вопросу. Стиль изложения приближен к разговорному, к повествовательному. При написании эссе важны способности аргументировать свое мнение, интересно преподносить информацию,  удивить читателя, произвести на него впечатление, используя яркие образы, афоризмы, парадоксальные утверждения. То есть всё то, чем и отличается хорошая экскурсия от обычной. Отсутствие ограничений и жестких рамок является преимуществом жанра.

 

[2] Культурные туристские ресурсы – все то, что создано человеком, что связано с культурой и историей.

Как начать эссе?

Совет 1. Прежде чем начать писать эссе, необходимо сформулировать идею, определить цель и источники информации. В нашем случае – это создание мотивации проехать тем или иным маршрутом, посетить те или иные места.

Совет 2. Используйте технику свободного письма. Она заключается в том, чтобы записывать все приходящие в голову мысли, не редактируя текст на этом этапе и не следя за грамматикой, пунктуацией, стилем и пр.

Совет 3. Вступление можно написать и после того, как будет написана основная часть.

Совет 4. У хорошего эссе  должен быть говорящий, раскрывающий суть текста заголовок.

Как составить план?

Как и любой текст, эссе имеет свой «скелет». Как правило, эссе отвечает на вопрос, поставленный в самом начале. И необходимо придерживаться этого по ходу написания всего текста.

Структура эссе может  быть следующая:

  1. Тезисная постановка мысли автора или вопроса (объекта);
  2. Аргументирование поставленных вопросов.

В качестве аргумента возможно привести  исторические факты, наблюдения, цитаты из статей или научных работ, мнения других людей.

Что значит «с элементами интервью?»

В эссе могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог. Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору, речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Каждому из них соответствуют синтаксические схемы, которые необходимо запомнить.

В положении к конкурсу мы используем формулировку  «эссе с элементами  интервью» предполагая, что важным дополнением к тексту ориентированному на привлечение внимания потенциальных гостей будут мнения людей, обладающими познаниями в данном вопросе или получившими некие впечатления или эмоции. Задать такой вопрос вы можете, например, сотруднику местного музея, приезжему, или просто обратившись к знакомым, соседям. Сделать это можно посредством электронных сообщений. Достаточно определить параметры предполагаемого ответа – 2-3 абзаца или несколько предложений.

Задачей II этапа конкурса является не только описать объект, но и выявить мнения о возможности или необходимости улучшений, устранению ограничивающих факторов (транспорт, санитарные условия). Очень важно в целом определить отношение местных жителей к перспективам развития туризма на вашей территории. Ведь не секрет, что наплыв посетителей может обернуться ростом проблем с мусором, отходами, может быть нанесён урон почвенному покрову, лесным массивам. Какие надо предусмотреть меры по предотвращению подобных проблем, как добиться того, чтобы  местные сообщества получали реальную пользу, отдачу от приезжих?! – ведь в противном случае, может быть, и не нужен никакой туризм на данных территориях.  

Примерные вопросы в этом случае могут быть такие:

  • Хотите ли вы, чтобы к нам приезжали туристы, пользовались нашими услугами, покупали наши товары – продукты, сувениры, изделия народных промыслов?
  • Что мы можем сделать для безопасного (например, с точки зрения экологии или общественного спокойствия) приёма туристов?
  • Какие могут возникнуть риски в случае развития туризма на нашей территории – как для нас, местных жителей, так и для приезжих,

Именно такие вопросы могут стать основанием для взаимодействия местных властей и предпринимателей.

Образец 2
Олег Бережных. Тальцы.

Этнографический музей Тальцы находится по пути из Иркутска в Листвянку, не доезжая 15 км до Байкала. Многие из туристов, торопясь на Байкал, проезжают мимо этого музея – а зря! Ведь  музей Тальцы был включен в список десяти лучших музеев России по версии популярного среди путешественников сайта TripAdvisor[1].  И такую наивысшую оценку этого популярного портала музей получает каждый год. Сейчас Тальцы посещает около 250 тысяч человек в год.

Руслан, посетивший музей летом 2020 года, делится впечатлениями: «Я побывал во многих этнографических музеях, и этот, Тальцы, пожалуй, сравним с суздальским. Только в Тальцах воссоздан ещё и Илимский острог. Красиво, познавательно и удобно для туристов – есть и площадки с красивыми видами, нормальные туалеты и даже трактир».

Сегодня во всем мире туризм носит характер селфи-туров, и музей Тальцы – это замечательная возможность для того, чтобы сделать собственные фотографии на ярком выразительном фоне аутентичной сибирской деревни, прекрасно вписанной в типичный прибайкальский ландшафт. В Тальцах  бережно сохраняют исторический облик нашего далёкого прошлого, и именно поэтому здесь снимали фильм «Звезда пленительного счастья», именно поэтому музей Тальцы посещают правительственные делегации, президенты и все другие важные гости Иркутска. Сюда, например, любил приезжать знаменитый писатель Валентин Распутин, потому что всё напоминало ему здесь его родную деревню Аталанка, точно также стоявшую когда-то на берегу быстрой красавицы Ангары.

Вообще, по сравнению с первыми годами своего существования, музей Тальцы, как живой организм, окреп, вырос, и сегодня для того, чтобы полностью его обойти, не хватит и трех часов. Его экспозиция постоянно пополняется новыми экспонатами – такими, как, например, восковые фигуры в рост человека, которые порой производят очень сильное впечатление (о чем слабонервных предупреждают специальные таблички…). Строятся новые тематические экспозиции (можно сказать, кварталы), отреставрированы старые объекты, например – преобразилась зона Илимского острога, с которого русскими казаками начиналось освоение юга Восточной Сибири.

А если вам повезёт, и вы станете участником одного из многих праздников и фестивалей – фольклора, народных ремёсел, то ваши снимки заиграют яркими красками, удивят удивительными сюжетами и портретами сибиряков.

При этом посещение Тальцов – это возможность не только познакомится с условиями быта русских первопоселенцев и коренных жителей – эвенков, бурят, но и должным образом настроиться на посещение Байкала, лучше понять его суть, содержание. Для этого надо выделить хотя бы пять-десять минут, для того, чтобы посидеть, посмотреть на Ангару.

Но кроме познавательных и эстетических причин посетить музей Тальцы есть и такие, которые можно назвать логистическими. Так, большинство гостей из западных регионов страны, да и из-за рубежа, прибывают в Иркутск ранними утренними рейсами из Москвы, при этом заселение в гостиницу происходит после 14.00. Тальцы прекрасно дополняют экскурсию непосредственно на Байкал, помогая занять эти несколько часов. Надо сказать, что в самой Листвянке не так уже много значимых экскурсионных объектов, а в маленький, но знаменитый Байкальский музей летом обычно большие очереди, и те, кто поспешил, и проехал мимо Тальцов, часто жалуются, что «впечатлений не хватило»… И в самом деле, часто, поснимав Байкал и исток Ангары со смотровой площадки Камень Черского, погуляв по местному «променаду» — улице Горького, протянувшейся вдоль байкальского берега, и заглянув на местный рынок, туристы этим и ограничивают своё знакомство с Байкалом. А начинать это знакомство лучше всего именно с музея Тальцы, он является, с уверенностью можно это сказать, «преддверием» Байкала. И если была бы возможность именно с Тальцов отправиться, вверх по Ангаре, на пароходе, то такое путешествие было бы действительно незабываемым. К сожалению, пока такой речной маршрут не открыли.

 Тальцы в будущем могут стать удачной альтернативой размещению в переполненной Листвянке. Директор музея Владимир Тихонов рассказывает: «У нас уже разработана программа приема туристического потока в круглосуточном формате. Мы мечтаем построить городскую историко-культурную зону – мини-Иркутск – по аналогии со 130-м кварталом, но с другими объектами. Там мы планируем воссоздать то уникальное деревянное зодчество, которое уже утрачено. Всего будет 48 зданий,  из них пять – исторические объекты. Необходимо создать коммуникации, и можно будет открыть в этих домах гостиницы, сувенирные лавки, магазины, кафе».

Когда эти планы осуществятся, то Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы́» обретет второе дыхание, и станет одним из знаковых объектов на туристической карте России наряду с самим Байкалом.

[1] Данные 2015 года.