Брылёва Алёна
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, своему жилищу, своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Я согласна с утверждением декабриста С.И. Гессена: « Народ тем культурнее, чем дольше он жил исторической жизнью, т. е чем больше он накопил того непреходящего прошлого, которое, сохраняясь, передается от поколения к поколению»1. Это объясняет мое увлечение историей родного края.
«Вот уже более 250 лет живет в Забайкалье большая группа русского народа, которая сама себя признала семейскими. Семейские- очень яркая и древняя ветвь русского народа – частица допетровской Московской Руси»2. Кто они, почему оказались в Забайкалье и почему их так называют? «Во второй половине XVIII века, по указу Екатерины II состоялся насильственный выгон раскольников из пределов Польши, Белоруссии и Украины. Их ждал неведомый край, суровая Сибирь, нетронутые земли»22. Они селились целыми семьями, поэтому их стали называть впоследствии «семейскими».
Семейские быстро привыкли к суровой сибирской природе. Благодаря их исключительному трудолюбию скоро выросли добротные селения.
Среди лесистых сопок, с востока подпираемыми склонами Майдана и Сангурайки на юг простираются нивы обработанных земель, и на запад , на сколько охватывает глаз, уходит Тугнуйская межгорная долина, расположилось старинное «семейское село Никольское, которое было основано в 1765 г. сосланными в Сибирь старообрядцами. С увеличением населения деревня получила статус села и со строительства церкви в 1884 году в честь святого Николы закрепилось название Никольск»3.
Семейские с. Никольск прочно вросли корнями в сибирскую землю и обрели здесь вторую родину. Село Никольск Р. Бурятии представляет собой уникальный сплав этноса и культур. Сюда гармонично вписывается культура, занятий, быт и образ жизни старообрядцев Забайкалья, местного бурятского населения, казаков Забайкалья, выходцев из Татарстана.
Современная цивилизация движется со скоростью сверхзвукового самолета, а духовность и культура все более вытесняются из жизни психологией материального потребления и безразличия. И я вижу выход из этой ситуации в возращение к этнокультурным традициям взаимодействия с окружающей средой, в воспитании людей, в сохранении памяти о своих предках. Наши предки жили на земле, совершенствуясь духовно и культурно, не нарушали баланса между человеком и природой; по крупицам собирали и сохраняли знания о себе и о мире. Наличие богатейшего краеведческого музея по истории семейских, созданный неравнодушными людьми к истории своего края Бодровой П. А. и Бодровым С.И., трудолюбивые и разновозрастные мои односельчане заставляют меня думать, что мое село никогда не исчезнет.
Внутренняя топонимика (топонимика села):
История возникновения села Никольск описана Иваном Калашниковым в книге «Повествование о жизни рода Калашниковых». «За провинность по службе был изгнан из Верхнеудинского острога казак Николай» (фамилия и отчество неизвестны). Под конвоем казаков он был препровожден в регион Мухоршибирской слободы и оставлен на жительство в таёжном лесу – на том самом месте, где сейчас располагается село Никольск. После одиночного скитания по лесе он встретил человека, им оказался местный житель, бурят. Николай, как смог поведал ему о случившемся. Тот выслушав, пообещав ему помочь в обустройстве. И сдержал своё слово. Вскоре несколько бурят из ближайшего стойбища приехали и по могли ему построить небольшой домик, и обнести его оградой. Поставили ворота и на фасадной части вырезали ножом 1737г»2. Этот домик и этот год стали отправной точкой в истории села Никольск. «В конце 40-х годов XVIII века в село подселилось семь семей, называвших себя албазинцами, это были переселенцы с амура на левом берегу среднего течения реки Амур в 1665 году отряд русских беглых казаков основал «воровской» Албазинский острог . В его предместьях вскоре выросло поселение пашенных крестьян, переселившихся суда из европейской части России.» 3
Затем, в 1767году шесть семей староверов, прибывших на новое местожительство в Забайкалье, подселились к восьми дворам – хозяйства, в которых проживала семья казака Николая. Три семьи поселились на правом берегу «Николки» и назвали свою улицу «Большой» (позже стала называться «Церковной»). Так она стала называться благодаря постройке в 1906 году в селе Никольск знаменитой шатрово-купольной церкви святого Николая (ныне эта гордость нашего села находиться в этнографическом музее г. Улан-Удэ). А улица эта в «1935 году получила советское название «Пионерская». Три другие семьи поселились на левом берегу и основали улицу «Замогильская» (позже стала называться «Заречная»4-название сохранилось поныне). Сохранились сведения об этих шести поселенцах, что они являлись братьями Ерофеевыми (двоих звали Изот и Лука). Что касается нового названия «Заречная»-оно более подходящие, так как располагается вдоль русла двух родников (один пересох второй сохраняется). Житель этой улице Кравцов Нестер Калистратович рассказал мне: «Зимой ключи шибко «кипели». Льду толкало до самых верей (верея-столб, на которой навешивается полотно ворот ). и даже во двор. Улица эта и мела ишо много дворов по левому берегу ключа, да только постройки часто сносило талой водой, заливало подполья и погреба. Вот люди и скочевали на Кроснояр. Погляди, девка, эвон (там ), одни пеньки от заплотов (заборов) остались»5.
Церковная (Пионерская) Албазин (Комсомольская)
« В 1780 году в село прибыли еще три ссыльных старообрядческих семьи, прибывших из Польши, которые были в составе четвертой партии высылки.»6 Это были семьи Калашниковых, Варфоломеевых и Брылёвых. Они дали начало многочисленным потомкам этих фамилий в селе и за его пределами. Жили они в Польше и Западной Украине на землях помещика Кандыбы. По этому, прибыв в Никольск, они поселились по руслу второго ручья и основали улицу «Кандабай» (по имени своего помещика). В 1935 году эта улица также не избежала изменения названия на советский лад, став « называться «Кооперативная».7
Кандабай(Кооперативная) Кандабай(Кооперативная)
В 90-х гг XVIII века В Никольск переселились семьи трёх казаков из Нерчинского острога, образовав свою улицу «Казаковскую» (после, во второй половине XIX века в связи с прохождением торгового пути между Верхнеудинском и Петровским заводом «по этой улице прошел тракт и улица стала называться «Трактовая» ). Однако и это название поменялось в «1935 году на улицу Буденного.»8 На этом образование улиц из числа переселенцев завершается и новые улицы будут основаны местными жителями. Завершая переселенческий этап происхождения поселения, я хочу обратить особое внимание на главные факторы возникновения села:
- возникновение поселения происходило «возле водных источников;»
- возникновение поселения в очень « выгодном с хозяйственной точки зрения месте»9: с одной стороны лес (материал строительства, пашни, ягоды, охота и т.д.), с другой стороны-богатейшая Тугнуйская степь (пастбища и сенокосы);
- «Крутая гора» разбивала ветер с Тугнуйской долины на два потока и уводила в стороны от села.