Новости

Разработка паспортов объектов и маршрутов и их презентация в форматах, подходящих для широкого распространения посредством актуальных социальных и коммуникационных сетей.

Опубликовано

Этап «Презентация»

Что мы понимаем под презентацией?

Уточняем для участников конкурса, что работы с описанием маршрута или какой-то услуги могут быть составлены в произвольной форме – например, в форме, близкой к эссе (сочинению), или в виде таблицы (описание туристского маршрута, сделанное в формате таблицы, часто называют паспортом маршрута), кому как удобнее, кто какую форму считает более доходчивой. Главное – заинтересовать потенциальных туристов в своей «малой Родине» настолько, чтобы они выбрали именно её для того, чтобы интересно провести своё свободное время, а потом – не пожалели о такой поездке. При этом очень важно соблюсти баланс между вашим описанием (оно неизбежно будет включать в себя элементы рекламы, восхваления) и реальностью с тем, чтобы поездка не закончилась для туристов разочарованием из-за несоответствия их ожиданиям.

Нам будут наиболее интересны те работы, которые подготовлены, можно сказать, «под себя». То есть, в идеале, вы должны описать такой турпродукт, который полностью сможете подготовить и реализовать сами, с родителями или с друзьями, как если бы вы уже занимались приёмом туристов, как если бы у вас уже есть собственная турфирма.

Итак, в качестве образца мы выбрали описание маршрута выходного дня в небольшой (менее 15 тысяч жителей) город Свирск, что на реке Ангаре примерно в 120 км от Иркутска. Этот маршрут составлен не соответствующими специалистами мэрии или турфирмой, а молодым местным жителем, заинтересованном в получении дополнительных доходов от туристов. По уровню подготовки в плане туризма он, по большому счёту, в целом соответствует уровню подготовки участников нашего конкурса. Если точнее сказать, то соответствующей подготовки у него нет вообще, и он опирается только на собственные знания и представления о своей «малой Родине», Свирске.

Ознакомившись с данным описанием маршрута, мы проанализировали его на предмет реализуемости, эффективности и рисков.

В целом можно согласиться, что вариант со Свирском вполне укладывается в формат «маршрут выходного дня»  с заездом, удобнее всего, в пятницу вечером и возвращением (если речь идет об Иркутске, Ангарске, Усолье, Черемхово как об основных потенциальных поставщиках туристов, т.е.  рынках для Свирска) в воскресенье вечером.

Судя по слогу автора проекта, у него не будет особых проблем подготовить текст экскурсии по Свирску и рассказать о своей «малой Родине». Мы бы посоветовали ему дополнительное внимание уделить описанию тех объектов, на фоне которых можно сделать удачные селфи – ведь не секрет, что сегодня едва ли не все поездки проходят в формате так называемых селфи-туров: «я – на фоне Байкала», «я – на фоне Кремля», «я – на фоне Великой Китайской стены» и так далее, что вполне объяснимо с точки зрения развития социальных сетей, предоставляющих возможности мгновенно поделиться своими впечатлениями со всеми своими знакомыми, друзьями и родственниками. Поэтому надо заранее определить такие объекты, такие смотровые площадки, откуда получаются лучшие фотографии. Кстати, Свирск с этой точки зрения – очень благодарный объект, так как окружен горами, с которых можно сделать хорошие панорамы города и его окрестностей. Но лучше заранее найти такие смотровые площадки, где такую панораму не будут заслонять дома, заводские трубы или деревья. В том числе такие площадки надо найти и на другом берегу Ангары, при этом надо учесть то, что лучшее освещение для фотосъемки Свирска с правого берега Ангары – это дообеденное, когда солнце еще на востоке, и не попадает в объектив. Напротив, фотосъёмку с горы, на которой расположен Микрорайон, или с горы за кладбищем лучше вести на закате. Эти моменты только на первый взгляд кажутся малозначимыми – ведь если у вашего клиента получились красивые фотографии, то он обязательно разошлет их всем своим знакомым, а это – бесплатная реклама для вас.

Дополнительной мотивацией для туристов, рассматривающих, как вариант для отдыха, поездку в Свирск, могло бы стать обещание обеспечить их экологически чистой молочной продукцией из Каменки, вообще сельхозпродукцией из соседнего Боханского района, но это потребует и дополнительных усилий по организации маршрута.

Что касается общей стоимости данного маршрута: для обычной семьи из трех-четырех человек стоимость туродня на таком маршруте, без допуслуг (аренда машины, велосипеда, лодки и др.) и транспортных расходов до Свирска и обратно составит около 1500 рублей на одного, то есть 4500 рублей на семью. Два туродня (это наиболее оптимальная продолжительность поездки) обойдутся такой семье в 9 тыс. рублей, вся поездка – примерно в 11 тысяч рублей. Для сравнения: в летний сезон столько же обойдется, например, на Ольхоне, только проживание на столько же дней, а в «горячий сезон» таких цен, скорее всего, и не найти. То есть предлагаемый маршрут можно с уверенностью отнести к категории «эконом-класса», привлекательного, например, для молодых семей или, наоборот, для пенсионеров. На наш взгляд, обозначенная стоимость услуг автора проекта вполне адекватна социальной ситуации в Свирске. А вот, например, в Иркутске по таким ценам никто бы работать не стал.

Автор проекта не указал свой возраст, но, скорее всего, ему больше 16 лет. Поэтому наиболее правильным для него будет вариант заняться туристским бизнесом в качестве «самозанятого». Если меньше, то «самозанятым» надо оформить кого-то из родителей.

Есть и реальные риски. Например, опыт показывает, что в небольших населенных пунктах соседи часто ревниво относятся к тем, кто нашел дополнительный способ зарабатывать. Они начинают тут же, в лучшем случае, «стучать наверх», а излишнее внимание местной власти может быть довольно обременительным. Так, автор проекта пишет о том, что их семья может предоставить, как услугу, баню, но вряд ли подумал о том, что тут же появится местный «Водоканал» и сразу увеличит тариф на воду. Любая услуга должна быть рассмотрена с точки зрения необходимости её, обобщая, сертификации. Надо учитывать и такие моменты, что в случае несчастья  на воде (например, если повезли туристов куда-то на своей лодке) грозит уже уголовное наказание. С другой точки зрения, большинство из этих рисков устраняются грамотной организацией и тщательной подготовкой, изучением различных вариантов. Так, например, если «самозанятый» лодку просто сдал в аренду, а не повез туристов сам, то уровень ответственности в таком случае уже иной, намного ниже. То есть, буквально каждый свой шаг на новом поприще (в данном случае – в туризме) необходимо детально обсудить, и при возможности – оформить.

Обязательно надо будет обезопасить себя, подготовив текст инструкции по элементарным требованиям безопасности с тем, чтобы туристы за такой инструктаж расписались. Например, такой пункт инструкции, как: «Категорически запрещается употреблять спиртное на отдыхе у воды, во время управления лодкой и др.» при всей его кажущейся «беспардонности» может оградить вас, в случае ЧП, от серьезных неприятностей.

Надо учитывать и то, что деятельность в сфере туризма потребует от вас и определенной социальной активности. Так, конкретно для Свирска крайне актуально обустроить как минимум два пляжа с тем, чтобы завернуть на себя тех, кто собрался ехать на Золотые пески в Нукутский район. Для того чтобы этого добиться, надо использовать все формы и инструменты самоуправления для давления на городскую власть (особенно в ходе избирательных компаний, в качестве депутатских наказов кандидатам). Впрочем, надо отдать должное, конкретно в Свирске власть сама видит в туризме одну из главных перспектив развития города, и готова выслушивать всех, кто приходит с внятными предложениями на этот счёт, а может быть – и поддержать их, по возможности.

В целом маршрут «Свирск – город на Ангаре» представляется довольно проработанным  и перспективным, и в случае удачной коммерческой деятельности автора данного проекта в сфере туризма неизбежно подтолкнёт и других жителей Свирска заняться этой сферой деятельности.

Примерный план

Целевая аудитория – кому может быть интересен предлагаемый турпродукт (индивидуальные путешественники, жители соседних городов и районов, жители других регионов, иностранные граждане)

Логистика (информация о расстоянии, времени в пути, стоимости и расписании регулярных перевозок, откуда отправляется транспорт)

Примерная программа посещения, ее длительность, возможность встраивания в другие программы

Варианты размещения, питания, санитарные условия  (названия объектов, контактные данные)

Экономика (стоимость поездки по перечисленным пунктам, включая дополнительные услуги, приобретение сувениров)

Риски (о чем следует предупредить гостей)

Альтернативные варианты презентации объектов и маршрутов

В ходе проведения предыдущих этапов конкурса, мы столкнулись, с одной стороны, с разным масштабом описываемых объектов – от местной достопримечательности до населенного пункта в целом, с другой – с разной целевой аудиторией. Часть маршрутов может быть интересна индивидуальным путешественником, часть – турфирмам. Последние привыкли работать с более структурированной информацией. Поэтому мы дополняем методичку базовыми материалами профессионального характера. Вы можете использовать какие-то их  элементы, подходящие конкретно вам, в своих работах.

Туристический паспорт экскурсионного объекта

Наличие паспорта на все экскурсионные объекты, расположенные на территории города, ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более активным. Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

Познавательная ценность — связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника.

Известность объекта, его популярность среди населения.

Необычность (экзотичность) объекта.  Особенность или неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника или с легендой.

Выразительность объекта, т.е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой – зданиями, сооружениями, природой.

Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.

Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) – это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

После изучения литературы и отбора нужных экскурсионных объектов, на каждый составляется паспорт.

В паспорт экскурсионного объекта  вносятся следующие данные:
1) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;
2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;
3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен;
4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
5) архитектурные особенности памятника (кратко описываются его архитектурные достоинства и особенности)
6) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);
7) сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);
8) охрана памятника (на кого возложена);
9) в каких экскурсиях памятник используется;
10) дата составления карточки, фамилия и должность составителя.

Сведения в паспорте объекта не должны быть краткими. Объем паспорта зависит от объема материала, собранного по данному памятнику. Если материала мало, то такой объект не может использоваться в экскурсии, пока не будет детально изучен. К карточке прикрепляются фотографии объекта, воспроизводящие его нынешний и прежние виды.

Туристический паспорт муниципального образования

Туристский паспорт муниципального образования — единая форма представления информации о туристских возможностях муниципального образования. Т.е. в паспорт включаются те объекты, которые представляют интерес с точки зрения туризма.

Образец  1

Типовой туристский паспорт
Цель паспортизации туризма – развить внутренний и въездной туризм на основе комплекса уникальных факторов, которыми располагает Иркутская область и Бурятия, при условии сохранения природных и культурных ресурсов. Развитие туризма предполагает получение значительной социально-экономической выгоды:

  1. Новые рабочие места в сфере туризма, так как туризм стимулирует прибыльные внутренние отрасли: гостиницы и другие средства размещения, объекты питания, народные промыслы, экскурсионно-информационное дело.
  2. Новые рабочие места в смежных отраслях, так как происходит стимулирование ключевых секторов экономики: строительства, сельского хозяйства, транспорта, торговли, предприятий народного потребления.
  3. Возможность привлечения инвестиций в экономику региона, т.е. стимулирование капиталовложений, так как туризм – одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.
  4. Новые возможности для развития крупных и малых предприятий.
  5. Появление новых рынков для местных товаров.
  6. Увеличение доходов бюджетов всех уровней за счет:
  7. увеличения поступлений от налога с продаж за счет покупок, которые делают туристы;
  8. роста налогов и платежей вследствие увеличения объема туристических услуг и сопряженных видов деятельности;
  9. наращивания доходов предприятий туризма.

Достижение поставленной цели возможно только при комплексном решении следующих задач:

  • развитие сферы туристического обслуживания;
  • воссоздание исторической архитектурной среды;
  • развитие традиционных и перспективных видов производств;
  • развитие транспортной, инженерной инфраструктуры и связи;
  • обеспечение благоприятной экологической обстановки.

Обычно паспорт заполняют разные органы или структурные подразделения муниципального образования, отвечающие за развитие туризма, культуры, предпринимательства, потребительского рынка, транспорта и другие сферы в соответствии с разделами паспорта.

ПРИМЕЧАНИЕ: муниципальные образования региона очень разные по наличию туристских ресурсов и потенциалу, степени развития туристской инфраструктуры. В шаблон паспорта включены все возможные разделы, связанные с индустрией туризма.

Критерии оценок

Аналогично первому и второму этапу, мы предоставляем преимущество для участников, описывающих ресурсы небольших населенных пунктов и их окружения. Материалы о сельской местности и природных объектах получают дополнительные 10 баллов в ведомости, материалы о городах и поселках + 5 баллов, материалы об Иркутске, Улан-Удэ  – без бонусных баллов. Участники I и II этапа также получают бонусные баллы. На этапе «Презентация» оценивается один материал объемом до 15 тыс.знаков, присланный одним автором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *