Иркутская областьНовостиТулунский район

Моя Малая Родина – Котик

Росляков Артём, c. Котик

«От любви к «Малой Родине» и изучения её,
приходят к познанию всей Родины, всего мира…»
С.О. Шмидт

Испокон веков человек считает свой край, землю, на которой вырос, началом начал: здесь начинается его жизненный путь, отсюда уходят все его дороги в пространство и время, отсюда ведут отчет дни для героических и повседневных дел, для любви и надежд… Сюда рвется сердце из далеких далей, сюда в заветный час возвращается он «…благодарно, по-сыновьи поклониться Малой своей Родине». Время неумолимо бежит вперед, отсчитывая десятилетия; проходят события, меняются судьбы людей. Все это проходит, но и все это остается в памяти людей, живущих сейчас. Они это видели, они все знают. И мы, молодые, должны знать свои истоки, чтобы было и нам что сказать будущему поколению, чтобы и они знали, кто мы, кто наши предки, где мы живем.

История возникновения поселка и его названия.

Возникновение Котика связано со строительством в конце XIX века Транссибирской магистрали. Строили Восточносибирскую железную дорогу каторжники – «кандальники». Все делалось вручную. Тачка, топор, молоток, кайла, лопата мозолистые руки – вот те нехитрые орудия труда, с помощью которых возводился путь. Порой каторжане были прикованы к тележкам. Очень много кандальников гибло от непосильного труда, их хоронили в общей могиле на болотистой местности, рядом с железной дорогой. Поэтому говорят, что Транссиб построен на людских костях.

Но так было всегда в истории России, что бы грандиозное ни замышляли, все это строили на жизни русских людей.

Блок-пост в начале XX века был основан в девяти километрах от станции Тулун.

После ввода железной дороги в действие для дальнейшей ее эксплуатации были организованы блок – посты. Небольшие поселения железнодорожников, которые должны были следить за состоянием железнодорожной магистрали. Такой блок – пост в начале ХХ века был основан в девяти километрах от станции Тулун. Для семей железнодорожников было построено три дома, два с восточной стороны и один с западной. В один из осенних дождливых ночей случилось несчастье: поездом был сбит Петр Котик, ходивший в обход для осмотра состояния пути. В честь него решили дать название блок – посту – «Котик».

Откуда возникло название Котик. Версий было несколько. Правдоподобной можно считать, чтопоселок назван по имени сына одного из строителей железной дороги в районе блок- поста. Мальчика звали Костя, а родители называли его ласково Котиком. Ребенок вырос, блок- пост, где проживала семья, люди стали именовать Котиковым. Впоследствии сокращенно- Котик.

Таким было начало нашего поселка.

Вплоть до окончания Великой Отечественной войны Котик оставался маленьким селением.

В конце 40-х годов изменилась судьба нашего поселка. С этого времени он стал превращаться в один из самых передовых лесных хозяйств Иркутской области – Утайский ЛПХ, который являлся объектом военного назначения, поэтому архивные документы находятся в Министерстве обороны.

В школьном музее хранится ценнейший документ – личный дневник одного из основателей поселка- Урбаха Александра Федоровича.

Он пишет о том, что возникновение поселка неразрывно связано с возникновением леспромхоза.

«В 1949 году перед руководством треста – 25 Главного Управления капитального строительства Министерства Оборонной промышленности возник вопрос – где получить лесосырьевую базу для снабжения военных объектов, строящихся на берегу реки Томи в Кемеровской области в районе станции Юрга. Этот вопрос необходимо было разрешить до конца 1950 года, так как Горевский ЛЗУ, снабжавший древесиной Трест№25 по реке Томи сплавом, исчерпал лесосырьевую базу к началу 1950 года и подлежал ликвидации.»

Урбах Александр Фёдорович (1912 год рождения) – один из основателей поселка Котик.

В Министерстве Оборонной промышленности после безуспешных попыток найти лесофондовую базу в пределах Кемеровской области остановились на Иркутской области (Тулунском районе), где значительные запасы древесины хвойных пород (сосна, лиственница). Тяготели к линии Восточносибирской железной дороги в районе блок – поста Котик. Расстояние вывозки не превышало 20 километров. Было найдено то, что искали.

Вполне благоприятная вывозка, качественная древесина и недалекое расстояние транспортировки по железной дороге обещало дешевое (сравнительно) сырье и бесперебойную работу Треста№25 по строительству города Юрги и военного завода.

В конце 1949 года по поручению Миноборпрома в Тулунский район для осмотра лесосырьевой базы на месте были командированы старший инженер отдела лесозаготовок Министерства Оборонной промышленности Иван Андреевич Решетников, начальник Горевского ЛЗП Николай Дмитриевич Мартышевский и техник Горевского ЛЗп Константин Романович Мальцев. После тщательного обследования было решено первоначальной базой для организации лесозаготовительного предприятия избрать деревню Натка. Деревня Натка Тулунского района, Иркутской области расположена севернее поселка Котик на расстоянии 16 километров и в 25 километрах от Тулуна.

Проживало в ней 100 – 150 человек.

Источником жизни была промартель, занимавшаяся добычей живицы; работы велись конноручным способом. С районным центром деревня была связана проселочной дорогой. Не было в Натке ни школы, ни магазинов, дети учились в ближайшем селе Евгеньевке, где был сельский Совет, школа, магазин, сельпо. Ныне эти деревни не существуют. Отвод лесосырьевой базы и разработка проекта строительства леспромхоза поручено было Промлестрансу и решение было принято только в 1950году. Но строительство в городе Юрга нужна древесина, поэтому именно в Натке организована разработка пока что колхозных лесов, примыкающих к этому поселку с южной стороны. Начата разработка Евгеньевского бора.

По решению Министерства Оборонной промышленности в начале 1950 года в Натке организован лесозаготовительный участок треста№25 Министерства Оборонной промышленности. В апреле 1950 года на станцию Утай прибыла первая партия рабочих из числа работавших в Горьевском ЛЗП, пожелавших ехать на новое место вместе с семьями и хозяйством, а также частью имущества Горьевского ЛЗП.

«Эта партия состояла из 30 человек работников, не считая членов семей. Под руководством К. Р. Мальцева первой была построена пекарня, так как ближайшая пекарня была на третьем отделении Тулунской Госселекционной станции, следам построен ларек.

В конце июля того же 1950 года прибыла вторая партия рабочих в количестве 40 – 50 человек, в числе которых был и я,» – писал А. Ф. Урбах.

Уже в августе 1950 г. организовано управление лесозаготовительного участка в составе начальника участка Гусева, технорука Мальцева К. Р., нормировщика – плановика и бухгалтера в одном лице – Урбаха А. Ф.

К концу 1950 года были построены гараж из старого сруба, кузница, электростанция, конный двор, установлен локомобиль П – 75, и к осени жители Натки впервые увидели электричество.

В декабре 1950 года смонтирована лесопильная рама РД – 65, получен собственный пиломатериал. Этот лесозавод, хотя и находился под открытым небом, первое время удовлетворял нужды лесопункта.

При изыскании лесосырьевой базы в 8 км. от Натки, ниже по течению реки Натка, на правом ее берегу было выбрано место для будущего поселка, который возник во второй половине 1950 года на базе частных изб и землянок, а к концу 1951 года превратился в поселок и получил название Новая Деревня.

Основателями этого поселка были приехавшие из Кемеровской области: Новоселов Е. В., Гончаров А. Т., Ващенко Ф. И., Фишер В.Э., Беккер А. Ф., Горте Д. И., Егель Е. И., Петров В. А., Гейде Ф., Эрдман Э. Я., Патапов В. А., Злыгостьевы П. М. и Г. П., Кучин Н., Адаменко В. А.

В 1952 году контора ЛЗУ из Натки переведена в Новую Деревню, так как к этому времени построены двухквартирные дома, гараж и контора, кроме того, пробурена артезианская скважина, до этого воду брали из реки Натка – возили лошадьми и носили ведрами.

Проектом Минлестранса предусмотрено строительство центрального поселка леспромхоза (ЛПХ)   в Котике, доставка древесины от места заготовки предусматривалась по узкоколейной железной дороге и переработка на местном лесозаводе: то и другое надо было построить, но не было железнодорожного тупика в Котике, не было обгонного и вытяжного ЖД путей, наконец, не было и жилья, так как не было и поселка.

Уже с 1 января 1951 года начата разработка лесосек на базе Наткинского ЛЗУ. Министерством организован леспромхоз с непосредственным подчинением отделу лесозаготовок Миноборонпрома, находящемуся в Москве, позднее переданному в подчинение Главного управления капитального строительства (ГУКС) Миноборонпрома, тоже в Москве по ул. Горького, вблизи Белорусского вокзала.

19 января 1951 года доставлена первая машина пиленых досок.

Пиломатериал был сложен на стерню, где ещё в 1950 году росла рожь и заложен первый дом. Одновременно с постройкой посёлка усиленно строятся железнодорожные пути и тупик. Круглый лес вывозится на машинах из Евгеньевского бора, а пиломатериалы из Натки.

Строители состоят частично из местного населения, а среди приезжих нужно назвать Евдокимова П.Ф., Маринина Ф.Ф., Редькина Г.М., Сазанова В.В. Мишукова П.А., среди местных -Т. Павлюченко, Данильченко А. с отцом и братом Аркадием, Ведерникова А.Н. и других, которых уже нет в живых. А некоторые разъехались неизвестно куда.

Уже позднее, приблизительно с 1958 года, прорабом по строительству был Кочергин А.Я. Он вспоминает: «В том же, в 1951 году, в Котике смонтирована лесопильная рама РД- 65 и шпалорезный станок, оба эти объекта просуществовали до конца 1958 г.

В конце 1951 г. были построены дома по Центральной улице и два дома поставлены на Полевой. Первая контора будущего ЛПХ располагалась в Заусаево в арендованном помещении, а многие из приезжих, в частности, Р.Р. Маринин, А. Сулин, Евдокимов П.Ф. и другие – проживали в палатках, некоторые жили в Заусаево и Утайчике. Я жил в Заусаево, так как с весны 1951 года работал по формированию, планированию и учёту».

В Котик ходили пешком. Многие семьи продолжали жить в Натке, лишь в сентябре 1951г. стали заселяться в дома. Строительство посёлка велось интенсивно. К концу 1951 г. были построены конный двор, временная электростанция на базе локомобиля П- 75- здание каркасно – засыпное между конторой ЛПХ и столяркой ЖКО, воду возили автомашиной из реки Курзанка, так как колодец, прорытый вручную на глубину 42 метра, оказался сухим: натолкнулись на камень. Так небольшой блок-пост Котик стал превращаться в большой посёлок.

В 1951 году начали строить УЖД, но в этом году сделали лишь изыскание трассы и прорубку просеки до Натки через ныне не существующий посёлок Воробьи, далее по правому берегу Натка.

С начала 1952 года стали готовить ЖД полотно, и началось строительство ЖД путей, шпалы вырабатывали в Котике, частично вытёсывая на месте. Эта дорога, начатая с 16-го км., постепенно достраивалась и увеличивалась до 47 км. в конце 1965 года. После 1965 года продолжать строительство по рельефу местности оказалось невообразимо, так как запасы древесины, подлежащие рубке, находились по другую сторону водораздела, куда примыкала УЖД. Уже в 1963 году была изыскана более короткая трасса для вывозки леса автомашинами, а в 1966 году последняя древесина была доставлена по УЖД в апреле месяце машинистом Кузнецовым и помощником машиниста Герасименко Я.Н. УЖД просуществовала 13 лет, с 1953 по 1966 г. г., а в апреле 1966 года УЖД была закрыта, с этого же времени началось «падение» Новой Деревни. Сейчас там остались только следы бывших построек.

Лесоцех, электростанции и другие промышленные объекты продолжали существовать. Первую продукцию лесоцех выдал уже в 1959 году, в августе 1967 года лесоцех сгорел, и в том же году восстановлен, предельная мощность лесоцеха с 43 тыс. м. куб. в 1963 году доведена до 85 тыс. куб. а позднее до 87 тыс. м. куб. в год.

С ростом посёлка, вводом в действие УЖД, ремонтных мастерских возросла потребность в электроэнергии, построена подстанция.

С 1 июля 1957 г. леспромхоз назван Тулунским ЛПХ Миноборонпрома, был подчинен комбинату Иркутсклес Минбумпрома, а с 1августа 1957г. в состав ЛПХ вошёл Утайский лесопункт, ранее входящий в состав леспромхоза МПС, и с этого времени стал именоваться Утайским ЛПХ.

В августе 1961 года в состав Утайского ЛПХ введён Будаговский ЛЗП. Объем вывозки вырос со 140 до 275 т куб.м. лесопиления, в 1959 г.- до 70 т м3. В 1961 г. объем шпал остался на уровне 300 тыс. штук и 275 комплектов переводного бруса, численность промперсонала с 864 человек возросло до 1219.

В 1971 году в связи с ликвидацией Азейского ЛПХ в состав Утайского ЛПХ вошли Альбинский ЛЗП с объемом вывозки 150 куб. м. в год и Тулунская перевалочная база с объемом 60 т. куб. пиломатериала с собственным ж. д. тупиком и планом отгрузки древесины, поступающей с Альбинского ЛЗП, и собственных пиломатериалов. В период строительства ЛПХ с 1951 г. и до начала реорганизации в 1957 году леспромхоз находился в полном подчинении у Миноборонпрома, не подчиняясь местным организациям и был вне контроля со стороны отделения Госбанка и Финотдела. Реализация продукции производилась по разнарядке Миноборонпрома с ограниченным числом потребителей.

Отгрузка велась до 1952 г. со станции Тулун, а с начала 1952 г. с собственного тупика на ст. Котик , с 1957 г. также со ст. Утай, а с 1961г. и со станции Будагово. Строительство тупика в Котике закончено в конце 1951 года.

Как в Тулун, так и в Котик до 1953 года древесина доставлялась автомашинами по проселочным дорогам через Евгеньевку и Натку – в Котик, а в Тулун тем же маршрутом через водокачку, а часто в период бездорожья через Афанасьево, так как другой дороги в Тулун не было. Лишь в 1953 – 1954 г при бывшем директоре И. Е. Седневе построена ныне действующая дорога в Тулун.

Таким было начало нашего поселка.

Культурные сооружения

Еще в 1951 г. наряду со строительством жилых домов под руководством Мальцева К. Р. начали строить и культурные объекты.

В 1951 г. начато, а в 1957 г. закончено сооружение ныне действующего клуба. Строили его в основном комсомольцы. На самом высоком месте поселка, где раньше стояли прекрасные березы и сосны, выросло просторное двухэтажное здание. Его назвали Дом досуга, т. к он стал центром всей культурной жизни поселка. Здесь проходили все торжественные мероприятия, ставились фильмы, работали кружки, секции, была организована библиотека. Именно в клубе проводила свой досуг поселковая молодежь. Как вспоминает первая заведующая Домом культуры Ульянова А. И. (1927 г. р.): «Мы жили весело, танцевали под баян, любили петь песни хором».

Вокруг клуба позже был разбит парк, рядами посажены тополя, сирень, установлены лавочки для сидения. Все это создавало особый уют, привлекало людей. Эту работу проводили комсомольцы, и парк назван Комсомольским. Сейчас от этого парка осталось несколько почти засохших тополей.

В 1976 г. в поселке был открыт стадион «Юность». Он стал местом проведения поселковых и районных спортивных соревнований. Молодежь Котика активно занималась спортом. Нынешний глава ВМО Гриневицкий Ю.М. в те времена возглавлял футбольную и хоккейную команды поселка.

Под его руководством наши команды занимали призовые места в районе и в области.

Юрий Михайлович рассказал о том, что именно на стадионе «Юность» традиционно проходили День молодежи. Устраивали состязания, концерты художественной самодеятельности, различные конкурсы, а на реке Курзанка устраивали заплывы на приз комсомольской организации поселка.

В 1980 г. в саду при Котикской средней школе был установлен обелиск «Памяти Великой Отечественной войны».

Хотя поселок развивался после войны, строили его люди, участвующие в битвах и сражениях Великой Отечественной войны.

Многие приехавшие потеряли на войне своих родных и близких и, чтобы чтить память павших в этой войне, к 45-летию Победы соорудили этот обелиск. Возле обелиска в День Победы собираются ветераны войны и труженики тыла. Здесь проходят митинги, проводятся торжественные школьные линейки. И сюда же в день начала войны, 22 июня, приходят ветераны и возлагают цветы и венки к подножию монумента.

Ученики нашей школы бережно относятся к этому памятнику, следят за его состоянием.

Река Курзанка

Река Курзанка – самое любимое место отдыха моих односельчан и наше любимое место летнего купания. Причём, очень интересны названия самих «купалок», в них, если вникнуть в суть, царит какая-то определённая иерархия «по чину»: «генеральская», «офицерская», «солдатская». Они расположены вверх по течению. Считается, что в этих местах купались солдаты из воинских частей города Нижнеудинска, строившие в 60-е годы здание вокзала.

Во времена детства моих родителей, когда Курзанка была полноводной, глубокой рекой, эти «купалки» можно было посещать, достигнув определенного возраста, тоже своего рода «возрастная» иерархия.

Есть еще Каменка, Болотка, получившие своё название из-за природных особенностей местности. Ниже по течению в самом широком месте реки, где пологий песчаный берег,- самое любимое место купальщиков, которое так и называется «купалка».

Природные объекты.

Когда-то поселок окружали густые хвойные леса, в которых в начале 20 века находились заимки, покосы крестьян из ближней деревни Заусаево. Сейчас в памяти местных жителей остались лишь некоторые названия: «Заячий шалаш», «Варначий мыс», «Мельница».

Об истории возникновения заимки «Заячий шалаш» рассказала почетная железнодорожница Лисовая Анна Елизарьевна 1926 года рождения. Анна Елизарьевна вспоминает, что на месте современного посёлка был лесной массив. В глубине располагалась заимка, где жил небогатый крестьянин Зайцев, хозяйство его было небольшим, дом, крытый соломой, скорее похожий на шалаш, поэтому крестьяне окрестили заимку «Заячий шалаш».

На правом берегу реки Курзанки близ Котика расположен Варначий мыс – место проведения народных гуляний, спортивных состязаний, место, куда школьники традиционно ходят в летний поход. Своё название получил тоже по имени жителя, переселенца Варнака. На удобном, прилегающем к реке мысе, стал он строить своё хозяйство. Впоследствии Варнак разбогател, в 60-ти метрах ниже по течению он строит мельницу.

В 40-е годы от этой мельницы уже практически ничего не осталось, кроме одиноко стоящих, но не действующих крыльев. Мы по привычке называем это место «мельница», хотя даже и представления не имеем, какой она была. Но она живёт в памяти старожилов, а значит, будет жить и в нашей па

Заключение. «Уважение к минувшему…»

«Уважение к минувшему,- вот черта, отличающая образованность от дикости»,- сказал когда-то А.С. Пушкин. Только сейчас, занимаясь изучением истории своего поселка, беседуя с односельчанами, я по-настоящему глубоко смогл вникнуть в смысл этого высказывания.

И теперь, когда я иду по какой-либо улице своего села, я представляю, как она строилась, какой она была почти 50 лет назад. Встречаю знакомых мне людей, но смотрю на них по-другому. Начинаю вспоминать все, что они рассказали о себе, о других, какое участие принимали в строительстве поселка. Представляю их молодыми, сравниваю с правнуками, то есть с моими сверстниками.

Иду на знаменитый Варначий мыс – представляю себе его «основателя»- крепкого бородатого сибирского мужика, рачительного, умного хозяина.

Мне кажется, что нам, молодым, надо знать прошлое, к которому мы обращаемся не только ради сегодняшнего, но и ради завтрашнего дня.

Конечно, трудно представить, с чего начинается жизнь нашего поселка, но, мысленно возвращаясь на десятилетие назад, я

невольно представляю, вспоминаю и задумываюсь…

Задумываюсь о том, что старшим есть чем гордиться: всем вступающим и вступившим в жизнь они передали когда-то прекрасный поселок с удивительно ласковым названием Котик. и наш долг- сохранить его. Сколько увлекательных дел дожидается молодых, энергичных рук там, где мы родились и росли, какой широкий простор открыт перед нами. В скольких интересных профессиях, требующих образования и ума, нуждается наша Родина вообще и наша малая Родина, в частности, с. Котик!

Пока село выживает благодаря нашим родителям, а мы должны вернуть ему жизнь, возродить то, что возможно, сохранить то, что еще осталось в лесу, в реке, в самом поселке.

Мы должны взять под охрану природу, защитить наших пожилых односельчан, помогать им. Ведь они заслужили это.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *