Никандрова Анастасия
Малое море – отделенная островом Ольхон, часть озера Байкал со своим необычным микроклиматом и природой. У берегов пролива находится множество замечательных песчаных бухт. Помимо пляжного отдыха Малое море славится отличной рыбалкой на щуку и окуня. Малое море – прекрасное место для отдыха, пеших походов, катания на катамаранах, велосипедныхпрогулок. Здесь большое количество уникальных природных достопримечательностей.
Летом в 2017 году я побывала в образовательно-оздоровительном детском палаточном лагере «Страна Байкалия» у поселка Курма. Во время одного из походов по побережью Малого морянашему взору предстало куполообразное сооружение, расположенное вблизи мыса Улан-Хан. Каменно-кирпичное шатровое сооружение находится на 37 километре дороги Еланцы- Онгурен, в 150 метрах от нее, в сосновом лесу.
Оно построено из камней,скрепленных глиняным раствором.
Для чего нужно было сооружение, долго оставалось неразгаданным. По одной версии, это могла быть печь для выплавки металла, по другой версии – это эвенкийское место для совершения шаманских обрядов и продолжительного ритуала, связанного с жизнью и смертью.
В 2007 году краеведами-школьниками, под руководством наставников, было произведено изучение внутри и снаружи каменного шатра. Тщательное исследование показало, что это старинная смолокурня, редкий исторический образец конструкции печи для изготовки смолы. Анализ находок, сделанных возле смолокурни, позволяет предположить, что она действовала в 19 – первой половине 20 века. Вокруг сооружения обнаружено много обломков прямоугольных кирпичей, обожженной глины и древесного угля. О старине сооружения свидетельствует красный лишайник на стыках камней, для образования которого требуется очень много лет.
Смола, полученная на смолокурне, наверняка использовалась для пропитки стенок лодок, канатов, сетей. Но кто соорудил ее, какие рыбаки или промышленники использовали смолу, нам не известно. Хотя было бы интересно узнать!
Сторожилы, жители поселка Курма, поведали нам, что других смолокурен в округе нет, оно единственное в своем роде. Но по рассказу краеведа, кандидата геологических наук, Снопкова Сергея Викторовича, есть еще три места, где в прошлом находились подобные сооружения для получения смолы: в окрестностях Иркутска, на реке Баргузин и на острове Ольхон возле поселка Хужир.
Смолокурня частично разрушена вандалами. В стенах купола и термоизоляционной оболочке напротив загрузочного входа виден пролом; частично обрушены плиты, перекрывающие воздушный зазор, засыпана мусором возгонная камера. Какие-то «искатели сокровищ» прокопали траншею, обезобразившую живописный вид смолокурни и в результате чего был разрушен участок внешней стены.
Мы, участники детского лагеря, расчистили от мусора возгонную камеру и засыпали траншею лопатами. Работали, конечно, в основном мальчишки. Потребовалось много сил и около двух часов, чтобы с этой задачей справиться. Так нам всем захотелось, чтобы это место оставалось хотя бы в современном его сохранившемся виде и состоянии, чтобы смолокурня стояла на этом месте еще долгие годы.
Нет никаких указателей на дороге, условных обозначений об этом объекте, просто так без знающего человека найти это место совсем непросто. Может поэтому «жива» еще смолокурня, удивляет своим видом, самим фактом сооружения где-то в глубинке, в таежной глуши!
В заключение хочу сказать, что уланханская смолокурня является очень необычным и интересным историческим объектом побережья Малого моря Байкала. Она требует бережного отношения и защиты как историко-культурный памятник Прибайкалья.