Хмелева Марина, Оёк
Мы все знаем и гордимся тем, что наше село существует более трёх веков. Все основные исторические события нашей страны нашли свое отражение и в истории Оёка.
Было время освоения Сибири, метеором промелькнули декабристы, время самодержавия сменилось революционным вихрем, на смену тяжкого военного времени пришло время становления и расцвета учхоза и время его падения.
Меняются поколение за поколением, корни истории всё глубже уходят в прошлое. Многие события стёрлись из людской памяти и канули в пучину лет. Только и осталось, что устные предания о банде Кочкина, расстрелянных комсомольцах, а от декабристов – название улицы.
1 ноября 1990 году в Оеке отрыли первый краеведческий музей истории села Оек. Основой музея стали экспонаты собранные Валентиной Гавриловной и Марией Максимовной.
Экспонаты собирали всем селом, то что уже вышло из обыденной жизни человека, но расставаться с вещами и выкидывать жаль. Хочется сохранить память о том или ином предмете. Тогда прозвучало объявление, музей принимает в дар старинные вещи. Жители откликнулись, и понесли то что так дорого своему сердцу. Музей приобрел новый, современный выставочный зал, в котором усилиями работников музея разместилось шесть экспозиционных выставок. Располагается музей в Доме Культуры села Оек.
Наш музей в нынешнем виде – это прежде всего заслуга людей. Людей неравнодушных, искренне от всего сердца любящих свой родной край.
Война ворвалась в каждый дом, не миновав и далекую Сибирь, коснулось каждой семьи в селе. О начале войны в Оеке узнали в 5 часов вечера 22 июня 1941 года. 25 июня в селе Оек состоялся митинг, на котором присутствовало около 300 человек.
Первым слово взял председатель колхоза имени Кирова Петр Павлович Верхозин. Говорил он не долго, оглядел собравшихся, поблагодарил тех, с кем доводилось пахать и сеять. Сказал буднично и просто: «Ну, что, мужички, пойдём врагов громить! Я – добровольцем. Кто со мной?». Три грузовика добровольцев сразу же после митинга отправились в областной центр, в военкомат. В первые дни войны из Оёка ушли на фронт 286 человек.
Всего за годы войны около 1000 человек из Оёка и близлежащих деревень уехали на поля сражений. Не все вернулись домой.
После ухода мужчин на фронт тяжкий крестьянский труд лег на плечи женщин, стариков и подростков. В конце 1941 года для замены ушедших на фронт мужчин на краткосрочные курсы трактористов были отправлены девушки. В январе 1942 года 11 девушек Оёка стали первыми трактористками, среди них Евдокия Комарова, Зоя Волчатова, Нина Колотыгина.
Сельчане отличились на войне мужеством и героизмом. Это обосновано сибирским суровым климатом, при котором мужчины были выносливыми, сильными. Многие из них были охотниками и умели обращаться с оружием.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Первая церковь в с. Оек была деревянная, в 1697 г. именовалась Афанасьево- Кирилловская. К началу 19 в она обветшала, и 29 мая 1812 года (по другим сведеньям 2 июня того же года) заложили фундамент новой Успенской каменной церкви, сохранившейся до наших дней. Строительство велось очень медленно и закончилось лишь в 1842 году. Церковь была трех-придельная. Первым был закончен левый придел, освященный 19 мая 1828 г. во имя святых Афанасия и Кирилла. Главный придел во имя Успения Божией Матери был отстроен на средства иркутского купца И. Герасимова и освящен 1841 г. Последний правый придел во имя святой великомученицы Екатерины освятили только спустя три года после окончания его строительства в 1845 г.
33 года строилась эта массивная, большая, вмещавшая в себя прихожан со всех окрестных деревень церковь. Сотню лет приходили в нее сельчане благодарить Бога или просить его о помощи в трудах и заботах ежедневных.
Стоять бы ей и стоять на радость христианам, да пришли иные времена. Сколько испытаний пришлось ей пережить! Во что её только не превращали! Как только не пытались её уничтожить! Выстояла! Непоколебимая, знать, вера христианская! И мы надеемся, что скоро, очень скоро Храм Успения Богородицы вернется к верующим в своем первозданном виде!
Церковь закрыли в 1935 году по просьбе общего собрания жителей села. Иркутский городской совет 7 февраля 1936году постановил передать здание для культурных нужд.
На территории церкви раньше было кладбище, на котором стоит общий поминальный крест, там похоронен ссыльный декабрист Вадковский Ф.Ф.