НовостиПриангарье

Ангарская деревня

Опубликовано

Ситникова Ксения, Братск

«Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни». В. Песков.

В процессе воспитания ребенок воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну. Ведь именно от того, как ребенок воспринимает окружающий мир в детстве, в большой степени зависит его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека и гражданина своей страны. В погоне за утилитарными ценностями мы, современные люди, часто забываем не только об истории своей страны, своей Родины, но и обо всем прекрасном, что нас окружает. Именно поэтому нужны такие музеи, как «Ангарская деревня».

«Ангарская деревня – красота под открытым небом».

Смысл данного высказывания в том, что музей «Ангарская деревня» действительно великолепный исторический комплекс.

Музей был основан 20 июля 1979 года, а его официальное открытие состоялось только через 4 года – 1 июня 1983 года. Он является филиалом Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары. Появиться ему на свет помогла Братская ГЭС. При ее строительстве многие деревни должны были уйти под воду, после наполнения водохранилища. Поэтому было принято решение сделать такой музей, чтобы хоть частично, но сохранить памятники прошлой эпохи. Проект создания «Ангарской деревни» был разработан и воплощен в жизнь под руководством архитектора А. П. Ополовникова, который являлся знатоком народного деревянного зодчества. Музей «Ангарская деревня» находится в 12 км от центра города Братска в зеленой зоне и состоит из 2-х этнических секторов: эвенкийского и русского.

В эвенкийском секторе в сосновом бору реконструированы жилые, хозяйственные и культовые постройки эвенков (одного из нескольких коренных народов Иркутской области). На этом участке встречаются интересные представители таежной флоры и фауны. Все это органично сочетается со
множеством воссозданных предметов, отражающих различные сферы жизни эвенков. Также в данном секторе есть место, отведенное под мир иной.

Эвенки, или тунгусы – главный из народов таёжной Сибири (не считая якутов, которые очень сильно отличаются от других сибирских этносов). Их всего около 40 тысяч человек (впрочем, в Сибири есть народы, не насчитывающие и тысячи), но живут эвенки от Енисея до Охотского моря, не считая “конных эвенков” в степях китайской Маньчжурии.

О том, какую роль они здесь играли, много говорит единственный факт: вошедшее во многие языки мира слово “шаман” – эвенкийское, в переводе значит “беснующийся”. Если у хантов и манси были “священные амбары”, своего рода прототипы храмов, то у эвенков не было даже этого. Но именно эвенкийские шаманы считались самыми сильными, и к ним за помощью обращались даже представители других народов. Вторыми по силе считались якутские шаманы, и вплоть до прихода русских эвенки и якуты соперничали за главенство в Сибири. Но самым ярким впечатлением от Эвенкийского сектора стала целая подборка различных знаков. Ведь эвенки не имели письменности, и поэтому в тайге веками существовала система сигналов.

 В русском секторе расположены отреставрированы памятники деревянного зодчества, перевезенные из многих деревень Иркутской области. Жилые и хозяйственные постройки составляют 4 усадебных комплекса. В которые входят такие здания как: кузница (конца XIX века), амбар-мангазея (начала XIX века), Михайло-Архангельская церковь (1873 г.), уникальная башня Братского острога (1654 г.). Также, как сказала Ильмурзина Татьяна Андреевна, есть планы построить пороховой погреб и избу приказчика. Деревня поставлена безумно красиво – внизу бескрайнее пространство Братского моря, одного из крупнейших водохранилищ Земли, под водами которого покоятся сотни таких деревень.

Уже традиционно на базе музея ежегодно проходят народные гуляния: Масленица, Троица, Капустники. Во время которых дети могут поучаствовать в традиционных забавах: бег в мешках, бои на буме, ходули, перетягивание каната, конкурс частушек и плясунов, примерить традиционную одежду, покататься на каруселях или на упряжке лошадей и верблюдов.

Ангарская деревня, пожалуй, является главной достопримечательностью Братска и Братского района. По моему мнению, именно такие достопримечательности должны привлекать российских и иностранных туристов. Но так ли она популярна у туристов посещающий наш город?

Как нам рассказала заведующий научно-просветительским отделом Ильмурзина Татьяна Андреевна спонсорами музея по большей части являются частные предприниматели. Поэтому главной проблемой существования подобных музеев является то, что большинство достопримечательностей нашей страны отпущены в «свободное плаванье», а то есть на самоокупаемость и поиск иных спонсоров. Хотя музеев таких как «Ангарская деревня» в Иркутской области только 2, в России – 17, а в мире – 50.

По-моему, закономерно, если государство начнет финансировать и развивать редчайшие исторические комплексы, давая им возможность выйти для начала на государственный, а потом и на мировой уровень. Ведь именно такие музеи как «Ангарская деревня» показывают подрастающему, да и уже взрослому поколения жизнь предков: их обычаи, традиции, жизненный уклад. Заставляя задуматься и о семье и о всех сферах жизни человека в целом. Так как именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности! Именно поэтому так важно в наши дни возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению те нравственные устои, патриотическое настроение, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, вынесших из общественных катаклизмов чистоту помыслов, чувство любви к Отечеству, к своему народу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *