«Правда в памяти,
у кого нет памяти, у того нет жизни».
Наш земляк В. Г. Распутин
… Нить времени самая тонкая, связующая прошлое, настоящее и будущее. На нее, словно бусинки, нанизывается история. Хорошо, когда бусинок много. Они самое ценное, потому что любое самое далекое будущее когда-нибудь станет прошлым, чьими-то поступками, судьбами. Здесь и наша история, порой восходящая к легендам.
У нашего села богатое историческое прошлое и каждый человек должен помнить, знать и интересоваться прошлым своего родного уголка. Нами был собран краеведческий материал из архивных и литературных источников, из периодической печати и воспоминаний старожилов об истории возникновения села Новая Уда
Историко- географические данные о селе
История нашего села Новая Уда тесно переплетается с историй России.
Наше село Новая Уда – одно из красивейших и старейших сёл земли Усть – Удинской, расположено оно на берегу Братского водохранища, в 55 км от районного центра Усть Уда Иркутской области Российской Федерации.
Село Новая Уда одно из старейших сёл Усть – Удинского района. В 2022 году нашему селу исполнится 324 года. Настоящее название поселение получило не сразу. Называли её Новостроенная, Ново- Удинская, Ново-Верхне-Удинская, долгое время село называлось Новая Слобода и только со временем утвердилось название села Новая Уда.
Об основании села Вадим Николаевич Шерстобоев в своем труде «Илимская пашня” писал…в 1698 году заселяется местность вверх по реке Уде и там возникает в составе Илимского воеводства Ново-Удинская волость. Первыми поселенцами были ссыльные, сосланные из Тобольска, три беглых холостых крестьянина из Верхотурья и крестьяне из Западной Сибири. Тяжело было первым обустраиваться, привыкнуть к новым условиям, отличным от среднерусской природы.
Со времени освоения территории русскими Новая Уда становится местом ссылки уголовных и политических элементов. В 1903 году в ней отбывал ссылку молодой Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин).
Иосиф Виссарионович Сталин в ссылке с. Новая Уда
Наша работа посвящена изучению исторических событий прошлого нашего села, изучению пребывания И.В. Сталина в селе Новая Уда, связано это с тем, что в нашем селе 119 лет назад отбывал ссылку Иосиф Виссарионович Джугашвили. Это была его первая ссылка и она является частью истории нашего села.
Из биографии Сталина ясно, что это была неоднозначная, но яркая и сильная личность, одна из ключевых фигур в российском революционном движении; советский политик; партийный, военный и государственный деятель; Маршал и Генералиссимус СССР. Почти тридцать лет руководил советской страной. Период его правления называют «сталинской эпохой», ознаменованной победой Советского Союза в Великой Отечественной войне. О деятельности Иосифа Сталина будут спорить еще долго. Есть сторонники Сталина, есть и его противники. А для нас он является исторической личностью.
Политическая биография Иосифа Сталина началась в 1895 году, когда он стал участником революционного подполья за это и был сослан в Сибирь.
27 ноября 1903 году Иосиф Виссарионович Джугашвили прибыл в Новую Уду. В списке « сосланных за политические преступления в порочное поведение и состоящих под главным надзором полиции в Балаганском уезде”.
О решении выслать И. В. Джугашвили в Иркутскую губернию обнаружено в письме 28 августа 1903 г. На письме против фамилии И. Джугашвили красным карандашом отмечено «Новоудинское».
Из Иркутска И. В. Джугашвили доставили в уездный город Балаганск, далее в Новую Уду.
О решении выслать И. В. Джугашвили в Иркутскую губернию обнаружено в письме 28 августа 1903 г. за № 1128, это письмо сохранилось, но не в Иркутске, а в Тбилиси в фонде тифлисского губернатора. На письме против фамилии И. Джугашвили красным карандашом отмечено «Новоудинское». Это село Новоудинское, или Новая Уда, Балаганского уезда.
Из Иркутска И. В. Джугашвили доставили в уездный город Балаганск, который находился западнее губернского центра и был удален от ближайшей железнодорожной станции Черемхово на расстояние 75 верст.
В Балаганске в это время отбывали ссылку 7 человек: Абрам Аншелевич Гусинский, его жена Лейбовна Гусинская, Ольга Аполлоновна Давыдова, Иван Осипович Малярчук, Франц Томашевич Оляшовский, Фадей Францевич Орлик и Александр Киприянович Сотников. По воспоминаниям ссыльного А. А. Гусинского, И. В. Джугашвили «задержался на некоторое время в Балаганске», пытаясь остаться здесь, однако «ему так и не удалось отбиться от поездки в Новую Уду».
Первый известный нам документ о его ссылке — это донесение исполняющего обязанности балаганского уездного исправника начальнику Иркутского охранного отделения от 28 ноября 1903 г.: «Назначенный по предписанию Иркутского губернского управления от 11 сентября с. г. за № 533 на жительство в селении Новоудинское высланный по высочайшему повелению, последовавшему 9 июля 1903 г., под гласный надзор полиции Иосиф Виссарионов Джугашвили 26 ноября прибыл и водворен в названном селении, гласный надзор полиции за ним учрежден, о чем имею честь сообщить Вашему высокопревосходительству».
Молодой грузин, революционер Джугашвили Иосиф Виссарионович поселился в древнейшей части села – в Заболотье, у крестьянки Марфы Ивановны Литвинцевой”
( см. приложение 3, фото№1,2). Марфа Ивановна, состарившись, жила с сыном, в полу гнилой избушке с западной стеной, покосившейся на улицу. Домик Литвинцевой, был расположен на краю болота, рассеянного кочками, и выходил двумя окнами на улицу. Помещение состояло из двух комнаток. Жили в одной из них, а в другой была холодная кладовая. В жилом помещении справа возле дверей стояла большая русская печь. От неё к стене шла деревянная перегородка, за которой помещалась маленькая кухонька. В красном углу с иконами стоял стол, а возле деревянной перегородки – простая переносная постель вроде топчана. На ней спал Сталин. Таким описал этот домик близкий родственник Марфы Ивановны Д.П. Литвинцев, который работал председателем Новоудинского сельского совета с 1942-1945годы.
Едва обосновавшись на новом месте, И. В. Джугашвили решил бежать. Имеются три версии о том, как был организован этот побег. Все они исходят от самого И. В. Джугашвили. Официально этот, побег датируется 5 января 1904 г. В здании бывшей Ново -Удинской волостной управы Иосиф Виссарионович провёл ночь с 27 на 28 ноября 1903 года. Это одноэтажное бревенчатое здание с 24 окнами с наличниками, с частоколом с северо- западной стороны дома. Здание было построено в 1895 году. В 1939 году в здании бывшей волостной управы был произведён капитальный ремонт с сохранением его первоначального вида и восстановлением отдельных разрушившихся частей и создан музей имени И. В. Сталина.
Из газеты «Правда» № 345 от 15 декабря 1939 года можно узнать об открытии комнаты – музее, по другим же источникам мемориальный музей И.В. Сталина был открыт в 1935 году в бывшем здании волостной управы. Есть данные о том, что в 1947 году научным сотрудником мемориального музея был Литвинов Тимофей Петрович. Пионеры начали писать письма Сталину, именем Сталина назвали колхоз, клуб и школу. А на горе Киткай- горе, где, по легенде, любил бывать Сталин, установили беседку.
Беседка на горе Киткай
Гора Киткай знаменита не только потому, что здесь отбывал свою первую ссылку Сталин, а было это в 1903 году, когда Сталину было 24 года, это место было на языке и до Сталина. Дело в том, что гора, на которой на картине изображён Сталин, – священная, священное место. Оно связано с древним шаманом, по легенде он здесь был похоронён воздушным способом. Шаман эвенкийский, но за несколько столетий до появления здесь Сталина эвенки ушли, а поселились здесь буряты. Они в фильме «Сибиряки» 1940 года и показаны – курящими трубки в курилке музея Сталина. После уничтожения музея Сталина буряты тоже ушли.
А во времена Сталина часть села, в которой жили русские называлась Новой Удой, а часть, в которой жили буряты – улусом Хангой. Естественно, это более правильное название поселения, потому что улус назывался Хангоем ещё до того, как здесь появились русские.
Несмотря на то, что великий шаман был эвенком, бурятские шаманы его чтили и по возможности свои обряды проводили неподалеку от священного места, на склоне священной горы Кит-Кай. Сталин эти обряды мог наблюдать. Впрочем, мог и отвернуться на несколько минут, чтобы посмотреть сверху на улус Хангой, он же село Новая Уда. По какой причине художник на картине шаманов не изобразил – то ли от робости, то ли от невежества – неизвестно.
К священному месту на горе Кит-Кай Сталин восходил как на любимую работу – каждый день.Сталин здесь даже навес построил, чтобы на священном месте сакральными делами можно было заниматься весь день. Ну, и костёр, конечно, – иначе тривиально замёрзнешь. После того как Сталин стал Сталиным власти организовали музей Сталина, в котором главным элементом была громадная библиотека, а местные жители на месте шалаша Сталина построили беседку. На фотографии беседка – белеющее пятно справа. А левее пятно – это мраморная глыба, которую на гору затащили неизвестные геологи в 1990-е .
Из рассказа местного сторожилы- Бакляк Михаила Ивановича: «Раньше было много посещений на беседку Сталина, приезжали люди с различных городов. Там было очень много записей на стенах. В настоящее время как таковой дороги на Сталинскую беседку нет, а раньше была, не смотря на крутой подъем, находились смельчаки и заезжали на гору по ней. Зимой школьники занимались там спортом, делали лыжню и ездили там на лыжах. Внизу горы Киткай (660 метров над уровнем моря) было расположено село Новая Уда. С горы были хорошо видны все те деревни, которые уже затопило
Сейчас же такого нет. Три раза сгорала эта беседка, восстанавливали.
Чемезов Сергей Николаевич, мэр Усть – Удинского района несмотря на все трудности, всячески пытается сохранить культурное наследие села, района. Ведь история района, сел – это история всей России. Летом этого года благодаря сплоченной группе людей, под руководством мэра района Чемезова С.Н., на горе Киткай была поставлена новая беседка. Руководители проекта, местные жители долго пробивались через лес, бурелом, чтобы доставить беседку к месту и установить её.
Планы для реализации
Нам бы хотелось доделать начатую работу Чемезовым Сергеем Николаевичем.
1. Природа с горы –неописуема, беседка красивая, имеет историческое достояние, и такую предысторию, желающих побывать там огромное количество- да вот только трудности в том, что нет полноценной дороги , подъема до этого места. До горы Киткай необходимо отсыпать дорогу, разравнять, чтобы можно было проехать на транспорте, а уже в саму гору до беседки сделать тропу, тропу « ПАМЯТИ», ведь на беседку поднимаются люди из разных уголков страны, мира – Красноярска, Новосибирска, Москвы, Киева, Санкт-Петербурга, Грузии, Берлина и других городов и стран (об этом свидетельствуют записи, которые находятся в самой беседке) – и путь до священного места должен быть не только легким, но и впечатляющим. На тропе соорудить лавочки для отдыха во время подъема, наверное, не только бы молодые хотели там побывать, но и люди пожилого возраста, а протяженность самого подъема почти один километр.
2. Облагородить беседку: сделать историческую мемориальную доску с датами ( в дизайне «резьба по дереву», написать чем знаменито это место, а мини- музей , который находится внутри беседки, – привести в порядок.
3. Начиная со съезда с трассы, поставить указатели, чтобы любой путешественник не смог сбиться с пути. Еще одной большой запланированной работой будет создание маршрутной карты в спец. программе. Распространение карты. Ведь о таком месте должны знать как можно больше людей!
Есть у нас в деревне жители – добровольцы, которые бы смогли помочь нам реализовать планы – сделать дорогу, тропу, лавочки, вырезать надписи, укрепить беседку. И мы надеемся, что доведем до конца дело, начатое Сергеем Николаевичем. Мы сохраним вековую память, и передадим ее другому поколению!
Я считаю, что нет ничего важнее и прекраснее чем, то место где ты живешь! К тому же если оно имеет такой живописный вид и прекраснейшие достопримечательности.
У села очень богатая история, освещенная яркими событиями, она тесно соприкасается с мировой историей, хотелось бы родной край, достопримечательности сохранить как исторический памятник. У села и района очень богатая история, оснащенная яркими событиями, которые тесно соприкасается с мировой историей. Хотелось бы родной край, достопримечательности сохранить как исторический памятник. Памятник, насыщенный правдивыми фактами!
Родина, Отечество… Человек начинает ценить и уважать свою Родину, когда узнает ее культуру, людей, когда понимает ее место и значимость в мире. Любовь к «большой» России возникает из отношения к малой родине, приобщения общества к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю – и это будущее страны!
В Новой Уде мне суждено родиться.
Ну, как такой землею не гордиться!
Как не любить её просторные поля!
Историей своей щедра моя земля!
Авторы:
Авторы: Члены школьного лесничества – Кадошников Никита Витальевич, 13 лет, 7 класс, МБОУ Ново- Удинская СОШ; Смирнов Виктор Алексеевич, 17 лет, 11 класс, МБОУ Ново- Удинская СОШ; Березовская Анастасия Васильевна, 17 лет, 11 класс, МБОУ Ново- Удинская СОШ; Купрякова Ксения Андреевна, 13 лет, 6 класс, МБОУ Ново- Удинская СОШ. Руководители: Купрякова Любовь Александровна, учитель начальных классов МБОУ Ново- Удинская СОШ; Бузикова Валентина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Ново- Удинская СОШ;