Рампилова Дарья, улус Усть-Дунгуй
Любая речка и река,
Берет начало с родника.
Всегда люба прародина
Седая наша старина,
Раскинулось село Алтай,
На подоле горы святой,
И охраняет Хан-Хугтэй,
Наш человеческий покой.
Стихами нашего земляка, поэта – самородка, Цыбикова Виталия Цырен-Доржиевича, я хочу начать свое эссе, посвященное моей Бурятии и моей малой родине, где я родилась и живу, улусу Усть-Дунгуй, в народе называют его – село Алтай.
Моя родина это – древняя, но вечно юная, неповторимая и прекрасная земля, Бурятия, которую в древности называли Баргуджин-Тукум, и я горжусь тем, что я родилась именно здесь и живу.
Родина, родная земля, она для каждого человека одна, со своими удивительным окружающим миром, с ее почитаемыми святыми местами, которым испокон веков поклоняются люди, и стар и млад.
Святыня моей родины – величественная гора Хугтэй Хан, которая является хранительницей села и гордо возвышается над остальными вершинами. У подножия горы расположены обо и субурган, которые по преданию днем и ночью стерегут покой и благополучие местных жителей, каждая местность имеет своего духа, своего властелина.
По рассказам, Дайндаровой Антониды Дугаровны, у которой я брала интервью, я узнала историю данной горы. Она рассказала, что на вершине Хугтэй Хана раньше было равнинное плато, в середине которого находилось озеро. Каждый год в определенное время здесьпроводился молебен – поклонение священной горе, где приносили дары и жертвоприношения ее «хозяину». Хозяин проявлялся в виде старика с седой бородой в черном шелковом халате.
После молебна, устраивались состязания по трем игрищам мужчин: скачки, вольная борьба и стрельба. Эта традиция сохранена и до наших времен.
Молебны на вершине горы проводились до тех пор, пока не случилась трагедия. В то время, в скачках участвовали чистокровные бурятские скакуны, которых специально готовили для скачек и которые были неудержимы. Во время очередных скачек, всадник не справился со своим скакуном, и они упали со скалистого обрыва. С тех пор молебны на вершине горы прекратились. И ламы определили новое место поклонения священной горе, место у подножия горы – об этом всем мне поведала Дайндарова Антонида Дугаровна.
Городовой Утес – это название горы Хугтэй Хан, которые дали пограничные казаки в ХӀХ веке. С южной скалистой стороны, где находится пещера, казаки устроили свои наблюдательные пункты. В данном месте гора возвышается на высоте 1096 метров над уровнем моря и отсюда открывается хороший обзор на близлежащую территорию.
Пещера имеет два зала. Главной достопримечательностью пещеры являются наскальные рисунки, выполненные красной охрой, петроглифы бронзового века.
С западной стороны гору окружает скала «Сагаан хабсагай» т.е. скала из белых камней, в ясную погоду можно увидеть отражение скалы в реке. И тут же рядом находится скала «Улаан хабсагай» – камни красного цвета. В следствия воздействия водной и ветровой эрозии на скалах образовались причудливые фигуры.
Хугтэ Хан, сколько еще неизведанных тайн хранит она. И среди них камень – Хан Шулуун, который находится на южном склоне горы, состороны реки Чикой, которая является границей между Российской Федерацией и Монголией.
Камень, считается священным. Он имеет округлую форму, форму овала и отличается структурой от породы камней, окружающих данный камень, по предположениям местных жителей, он является выбросом вулканического происхождения, хотя научного доказательства этому факту нет. В расщелинах камня, поклоняющиеся вставляют монеты и берут осколки камня только те, которые находятся возле него на земле. Отщеплять осколки от самого камня строго запрещается. Осколки данного камня служат большим оберегом для людей, покидающих родину, новобранцев, уходящих в армию. И все, кто ходит с таким оберегом благополучно возвращаются на свою родину.
Удивительное явление, у подножия Хугтэй Хана появляется родник, но не каждый год, его считают очень целебным источником, исцеляющим от всех недугов.
Наша гора относится к культу пяти священных ханов, находящихся на территории Бурятии и Монголии: Хугтэй Хан, Хумун Хан и Бурин Хан, и два на территории Монголии – это Ундэр Хан и Дуулан Хан. Данные вершины имеют постфикс – хан, что в переводе означает «царь, хан, монарх». Этим постфиксом-титулом наделяются горы, имеющие высокий статус. На прилегающей территории к горе находятся группа могильников бронзового века, гуннские могилы железного века и следы древней стоянки железного века, эти факты запротоколированы в печатных материалах Кяхтинского краеведческого музея имени академика В.А.Обручева.
Я, считаю, что моя малая родина со священной горой Хугтэй Хан, с ее величественным камнем Хан Шулуун, и ее целебным источником, который дарует силы, и здоровье своим жителям, вызовет интерес к посещению наших мест.
И хочется искренне верить, что под вечно голубым, безоблачным небом будет во веки веков процветать моя Россия, Бурятия и моя удивительная и неповторимая малая родина!