БурятияНовости

Экскурсия в историко-краеведческий музей

Опубликовано

Варфоломеев Павел, Никольск

Каждое место в России: регион, край, область, город, село хранит в себе свою  уникальную историю становления, имеет то, чем может гордиться. Во многих случаях это дела, жизнь предков, которые, так или иначе, повлияли на мир, и на их край в частности . Во второй половине XVII века в истории России произошли коренные перемены. Реформа разделила русскую церковь на два лагеря православия: господствующий и старообрядческий.

Старообрядцы – это та часть русского населения, которая отказалась от нововведений, продолжая придерживаться старой веры, обрядов, бытового уклада. За это они были подвержены жесточайшим репрессиям.

И по указу Екатерины II состоялся насильственный выгон раскольников из пределов Польши, Белоруссии и Украины. Их ждал неведомый край, суровая Сибирь, нетронутые земли.
Они селились целыми семьями, поэтому их стали называть впоследствии «семейскими».

Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол.
Волю да землю им дали…

Среди лесистых сопок ,с востока подпираемыми склонами Майдана и Сангурайки на юг простираются нивы обработанных земель ,и на запад ,на сколько охватывает глаз, уходит Тугнуйская межгорная долина, расположилось старинное семейское село Никольское ,которое было основано в 1765 году старообрядцами. С увеличением населения деревня получила статус села и со строительства церкви в 1884 году в честь святого Николы закрепилось название Никольск.

Семейские с. Никольск прочно вросли корнями в сибирскую землю и обрели здесь вторую родину. По рассказам моей прабабушки ( а ей рассказывала ее бабушка), нелегкой была судьба старообрядцев ,приходилось, буквально, бороться за жизнь.

Безусловно, борьба за жизнь, за существование не позорна, хотя и драматична, порою даже трагична. Являясь естественной, природной компонентой в преодолении сил стихии или конкуренции с соседними этносами (бурятами) в освоении земель, она дала возможность семейским в полной мере проявить свой потенциал.
Жизнь семейских тесно увязывается с особенностями природы, ландшафтов. Мои предки приурочили своё село к «хлебным почвам» и близко расположенному лесу.
Преобразование пространства означало воссоздание пригодной для переселенцев среды жизни и трудовой деятельности, требовало от сибиряков огромных усилий. Труд стал условием благополучия и достатка в новом краю    

Сегодня в нашем селе есть удивительное место, где можно узнать о его истории, о знаменитостях, погрузится в то время, когда жили наши предки. Узнать об их жизни, достижениях. Такое место называется историко-краеведческий музей. Расположен он в здании школы. Создателями этого музея являются ,ныне ветераны педагогического труда, Сергей Ивлиевич и Полина Алексеевна Бодровы.

Я задал вопрос Сергею Ивлиевичу : «Почему у Вас возникла идея создания музея?»

Сергей Ивлиевич ответил: «Я не мыслил себя себя вне жизни малой Родины, ее истории, культуры, традиций.А Полина Алексеевна (уроженка Кяхты)-всей душой полюбила старообрядческое село, заинтересовалась его людьми ,бытом, укладом . Вместе мы занялись изучением истории села».
..
Таким образом, увлеченные краеведением педагоги решаются создать краеведческий уголок в Никольской школе. Под руководством Полины Алексеевны дети в маленькой комнате (в здании старой школы)оформляют тематические экспозиции: «Лес зимой» и «Лес летом», где представлены чучела местных птиц, гербарии растений, фотографии. Бодровы Сергей Ивлиевич и Полина Алексеевна начинают писать историю села.  Как хранить свидетельства жизни наших предков, показывающие их образ жизни, быт, традиции, обычаи. Как сберечь предметы из жизни старообрядцев? Как дать будущим поколениям представление о том, какими были их предки на этой земле, какие события происходили много веков назад. Ведь каждому человеку свойственна потребность оглянуться назад, а также потребность к самосознанию и самопознанию.

Чтобы сохранить все это,не дать уйти в небытие нужен был музей. «Необходимо собрать, тематически систематизировать подлинные экспонаты-памятники истории»-решает инициатор Полина Алексеевна Бодрова и на общественных началах, привлекая детей ,педагогов начинает осуществлять свою задумку. А опыт работы в краеведческом музее имени Хангалова города Улан-Удэ помогает ей в этом.

Сбор материалов стал осуществляться с подачи местного населения .Среди классов объявлена операция «Войди в каждый дом».

«Детям мы дали задание порыться в амбарах, кладовых, на чердаках и найти вещественные, изобразительные источники, т.е. те вещи, которые помогают лучше изучить свой край. Собрано более 600 экспонатов. Это были предметы быта, сделанные из прутьев, глины, бересты, различные светильники, замки, утюги, старославянские книги, орудия сельскохозяйственного производства, мебель крестьян, иконы, горшки, самовары. Были и письма с фронта, фотографий, военных реликвий и документов и т.д.»-рассказывает Полина Алексеевна.

Музей несколько раз менял свое местонахождение. В декабре 1979 года ему было отведено место в новой, запущенной в эксплуатацию, школе . Методическую помощь в оформлении музея оказали научные работники музея им. Хангалова, из г. Улан-Удэ ,одним из специалистов была Клиновская Ирина Самойловна.

Музей прошел паспортизацию в году (свидетельство 669.) Было присвоено звание «Школьный музей» за большую поисково-исследовательскую, общественно-полезную работу по созданию интересной экспозиции и успехи в воспитании учащихся.

Педагоги Бодровы понимали, что работа в музее поможет учащимся понять и глубже постигнуть прошлое, традиции, обычаи, мировоззрение своего народа.

«Мало знать перечень дат, событий, имен выдающихся людей, перечень памятников истории и культуры, нужно все это прочувствовать самому»-говорит Сергей Ивлиевич.

«Одним словом школьный музей – это живая память поколений. Работая здесь, ребята понимают свою связь с окружающим микромиром, осознают значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни своих близких людей, в общей судьбе народов России»-добавляет Полина Алексеевна.

И вот я вхожу в музей… , чувствую, как дух ушедших времен наполняет меня.

Попадаю в избу семейских. «…  избы рубили топором. Внутренние стены чисто обтесывались, углы делались круглыми, для пола использовались толстые бревна, которые раскалывались на две половины и гладко отесывались топором с плоской стороны. Дом внутри разделялся чаще всего на три части: передний угол, куть и запечье»-рассказывает Сергей Ивлиевич.

В переднем углу стоял стол, за которым вся семья ела из одной чашки. Над столом в углу помещалась божница, вся заставленная иконами старинного письма, которые очень ценились старообрядцами.

В углу у входа стоит кровать, украшенная рисунками и резьбой.

«Неотъемлемым атрибутом русской избы был сундук, в котором хранили одежду и другие домашние принадлежности. Сундуки имели разные размеры и небольшие внешние различия. Крышка сундука могла быть как прямой, так и выпуклой. У нас в музее –с выпуклой крышкой ,-рассказывает краевед,-для детей подвешивались люльки, колыбели, украшенные резьбой или росписью. Такая люлька есть и в данной экспозиции.

Мое внимание привлекает одежда старообрядцев Забайкалья.

Подробно об одежде семейских рассказывает Варфоломеева Татьяна Сергеевна, учитель , продолжатель дела своих родителей С.И. и П.А. Бодровых.

«Обязательными атрибутами костюма семейских женщин была рубаха, сарафан прямой и косоклинный, фартук традиционного края из ярких и контрастных по цвету тканей. Костюм дополнялся длинным тканным поясом с узором. В холодное время года женщины так называемые курмушки и бекеши На голове кичка, сшитая из стеганной материи По затылку спущен назатыльник, шитый позументом. Кичка покрыта шалью так, что два конца перевязываются спереди на кичке и прячутся к низу: покрывая шею. Цветная (обычно не узорами) рубашка с глухим воротником. Цвет рубашки разный: синий, красный, желтый. Цвет ее не совпадает с цветом сарафана. Рукава доходят до кисти руки. К рубахе пришивали станушку, белого или однотонного цвета из ситца. Станушку шили до колена. По верх рубахи надевали сарафан яркого цвета с резкими цветными узорами. Сарафан шили из кашемировой ткани с подкладом из сатина, для прочности. Сарафан опоясывается самотканым поясом два раза. Узор на поясе – пестрый с геометрическими фигурами. Запан (фартук) покрывает переднюю часть сарафана, иного цвета по сравнению с цветом рубахи и сарафана, и доходит до половины грудей. Шнуром он держится на шее и на талии запоясывается шнуром два раза и завязывается спереди Грудь украшается янтаринами, бусами. Шнурок с крестиком надет гак же поверх рубахи, но всегда запрятан под запан, на ногах ичиги».

Переходим в следующий, самый большой зал музея « Орудия труда и предметы быта семейских».

Не так легко дались семейским крепкое хозяйство, достаток . Только тяжелый, праведный труд практический ум, хозяйственная сметка помогли выжить в суровом краю. Основа жизни семейских — земля и труд на ней. Семейские принесли с собой высокую сельскохозяйственную культуру. Они выращивали: рожь, пшеницу, ячмень, гречку, овёс, картофель, овощи, коноплю.

В экспозиции «Орудия труда семейских Забайкалья» представлены сельскохозяйственные орудия труда: соха (использовалась во вспашке, севе, культивации) и плуг, серпы для жатвы зерна и цепы для его обмолотки, различного вида бороны. Хочу поподробнее остановиться на бороне . Борона представляла собой раму с вертикальными рядами зубьев, с  помощью которых производилось рыхление почвы. Вообще, в крестьянских хозяйствах употреблялись бороны нескольких типов. Рамочная борона имела более прочную раму из взаимно – пересекающихся деревянных брусьев. В раму, в предварительно просверленные отверстия в месте пересечения брусков, вколачивались зубья; для увеличения прочности (в местах пересечения рама скоро ломалась, так как один брусок вставлялся в паз другого) на основу рамы набивались 4 – 5 поперечин, в которых и укреплялись зубья. Борона железная – по устройству рамы она ничем не отличалась от деревянной рамочной бороны, вместо деревянных, в них укреплялись железные зубья.

Эти орудия труда оставались практически неизменными на протяжении длительного времени. Старожил села Кравцов Алексей Никандрович рассказывал «Почти каждый крестьянин мог их «сладить» из подручных материалов. А железный сошник ,зубья на плуг мог сделать любой «мало-мальский» кузнец».

Приходилось ли вам видеть дома семейских?

Между семейскими и коренными жителями соседнего улуса –бурятами , происходил натуральный обмен шкурами, зерном, мясом, хлебом. На одной из экспозиций мы видим штаны, изготовленные из кожи и кожаный мешок-тулун .

В укладе жизни староверов использовались такие ремесла, как плетение корзин, изготовление берестяной, деревянной посуды. Большие корзины можно было использовать как насест для куриц, в малые собирать ягоду или хранить в них швейные принадлежности и т. п. Для плетения употреблялись чаще всего прутья, солома, камыш, корни сосны или ели. Также из бересты делали туеса и сосуды для жидкости. На одной из экспозиций представлены эти изделия.

Удивляешься мастерству и смекалке наших предков, когда смотришь на посуду!

Посуда у старообрядцев в основном была деревянная. В селе Никольское были бондари, которые занимались изготовлением кадок, бочек, ведер и другой посуды. Они обладали особым мастерством собирать бочки из отдельных клепок, то есть досточек, выпиленных ножовкой по лекало и при сборке на обруче образующих окружность правильной формы. В нижней части клепки проделывали убором канавку для вставного днища. В такой посуде хранили как жидкие, так и сыпучие продукты. Кроме клепочной посуды изготавливалась долбленая. Для этого использовались выдержанная, абсолютно сухая древесина березы или осины. Для разной посуды подбирали нужный диаметр дерева. Долбили дерево специальными долотами в форме ложки, заостренной на конце. Для удобства пользования долбленой посудой, в ее верхней части выпиливали ушки с отверстиями. В долбленой посуде хранили мед, соленья и другие продукты.

Переходим к следующей экспозиции ,на которой представлены всевозможные приспособления для освещения избы.

И вот передо мной следующая экспозиция «Самовары».

На Руси издавна любили пить чай, этот чудесный напиток позволял согреться в лютые морозы, он собирал за столом всю семью, с его помощью лечились от простуды и разных болезней

Почему на Руси изобрели именно самовар, а не чайник, догадаться нетрудно – чай пили в очень большом количестве, нередко за чаепитие человек выпивал по 20 стаканов горячего напитка. А как иначе было согреться, ежели, целый день работаешь на морозе? Самовар является весьма непростым устройством.

На экспозиции представлены всевозможные самовары. Каждый самовар-отдельная история!

Вот мы подошли к следующей экспозиции, рассказывающей нам о жизни и творчестве наших писателей-земляков Исае Калистратовиче Калашникове и Илье Черневе.

Илья Чернев родился в семье выходца из нашего старообрядческого села Никольского, приискового служащего. Всю свою жизнь Ильч Чернев пишет «главную свою книгу» — роман-трилогия «Семейщина», полная и достоверная «летопись родного села».

В романе автор подробно описал судьбу старообрядческого рода Леоновых от дедов до правнуков на фоне крупнейших исторических событий со 2-й половине XIX в. вплоть до 1937 года. Критик А. Макаров писал: «Величавое древо этой семьи столь ветвисто, что по его ветвям и побегам можно прочесть всю историю русского крестьянства…».

Мы гордимся тем, что роман-трилогия «Семейщина»-книга о нашем селе.

В музее находятся книги Исая Калашникова. Одна из них- «Разрыв-трава» .Это роман о судьбе глухой забайкальской деревушки, разбуженной революцией и оказавшейся в водовороте исторических событий. В романе, охватывающем события с конца 20-х годов до середины 50-х, показан самобытный мир семейщины, нарисованы люди с яркими, сильными характерами.

В центре произведения судьба братьев Родионовых. Они по-разному смотрят на жизнь, и потому их пути расходятся.

За свой роман «Разрыв-трава», в котором описывался трудное время начала коллективизации, писатель получил Республиканскую премию Бурятской АССР и признание читателей.

Доказательством наличия огромных животных на нашей территории экспонаты следующего раздела нашего музея «Археологический». Здесь находятся бивни и зубы мамонта, черепа шерстистого носорога др.

По воспоминаниям основателей музея Бодрова Сергея Ивлиевича и Бодровой Полины Алексеевны, я узнаю о том, когда и где были найдены кости животных.

«В августе 1953 года, ученые Иркутского университета имени Жданова, Иванов и Флоренцев были в командировке в Бурятии. Они вели сбор костей вымерших животных. Так недалеко от Никольска, в местности «Стрелка», при рытье колодца, колхозники Яковлев Емельян Дорофеевич, Иванов Иван Иванович обнаружили кости носорога».

Члены исторического кружка под руководством Бодрова Сергея Ивлиевича, начиная с 1953 года, стали находить в оврагах, размытых дождями останки вымерших животных: бивни мамонта и черепные кости шерстистого носорога.

При ведении строительных работ федеральной трассы Мухоршибирь-Петровск-Забайкальский, военнослужащие обнаружили в 5 километрах от села Никольск скелет мамонта. Но при погрузке гравия экскаватором скелет разрушили.

Около 25 тысяч лет тому назад животный мир Забайкалья отличался от современного. По костям, которые были найдены в Забайкалье, можно довольно хорошо представить себе, каким был животный мир в ледниковый период. К этому времени давно вымерли более древние бесшерстные виды слонов и носорогов. Многие животные ушли на далекий юг. По степям и тундрам бродили стада мамонтов и шерстистый сибирский носорог, грузный первобытный зубр и северный олень, которые были приспособлены к новым условиям. В то далекое время природные условия существенно отличались от современных. Заканчивался период великого оледенения, во время которого обширные пространства Сибири были покрыты льдом, климат был суровым и холодным. Одним из самых крупных животных был мамонт. На экспозиции мы видим кости мамонта. Это: плечевая кость мамонта, фрагмент предплечья мамонта, бивни мамонта, зуб мамонта.

По просторам нашего края в те далекие времена бродили стада первобытных бизонов. Доказательством этого также является их останки. На экспозиции мы видим часть черепа ископаемого бизона.

Вот мы в зале «Годы, опаленные войной» Количество экспонатов отдела «Годы, опаленные войной»-1005 .Количество подлинных экспонатов-1005.

На одном стенде фотографии и имена участников Великой Отечественной войны. На другом стенде- имена погибших в годы войны.

В экспозиции музея мы видим : каски советские периода Великой Отечественной войны, пробитые пулями ;немецкие каски периода Великой Отечественной войны; гильза от 45 миллиметрового орудия (ее называли «Прощай, Родина); гильза от противотанкового ружья; гильза мины 82 миллиметрового миномета; гильза немецкой противопехотной мины (за форму ее называли лягушкой), пороховница; солдатский котелок, пилотки.

В музее находится мини-скульптура «Скорбящая мать».В полном размере эта скульптура находится на памятнике погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Учитель истории Семенов С.Н. рассказал мне историю памятника погибшим воинам – односельчанам.

«1965 год. Учащиеся 10-11 классов заготовили камень около озера Капсал. На машине 94-43 (шофёр Варфоломеев Сергей Екимович возил камни в цент села). Затем под руководством преподавателя труда Давыдова Гергия Анфиногеновича был сделан чертёж и построен памятник силами учащихся, учителей, и армян, работавших в то время в колхозе. С 1970 года по 1976 год на окраине села стояла воинская часть. Стройбат вел федеральную трассу Москва – Владивосток. В этом батальоне служил скульптор – студент второго курса архитектурного факультета по фамилии Тквацерия. По просьбе председателя колхоза Устинова Сергея Вахрамовича он из алебастра вылепил скульптуру скорбящей матери и подарил её в школьный музей. Затем второй, очень увеличенный экземпляр сделал как дополнение к имеющемуся памятнику в центре села. К 9 мая 1975 года, к 30-тию победы в Великой Отечественной войне.

В день открытия памятника был большой митинг, присутствовали почти все жители села от мала до велика. играл военный духовой оркестр, звучали песни военных лет. С воспоминаниями выступали участники боёв под Москвой, под Ленинградом, Курском, Орлом, Сталинградской битвы и боёв на Кавказе. Закончился праздник парадом участников войны, представителями воинской части у памятника стоял почётный караул пионеров, комсомольцев и солдат. Были возложены гирлянды к памятнику».

Наш историко-краеведческий музей известен за пределами района и республики, гостями музея были люди со всех уголков не только нашей страны ,но и иностранцы из Японии, Италии, Англии, Америки, Франции . Наш музей ждёт и вас. Двери музея всегда открыты. И помните – без прошлого невозможно и будущее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *