НовостиПриангарье

«Тропинками истории родного края. Откуда пошла наша Новая Уда»

Опубликовано

Купряков Максим, Новая Уда

Говорят, что есть в глухой тайге Сибири
Деревенька Новая Уда.
Сосны там купаются в небесной шири,
А в реке, как в зеркале, вода.
Деревенька милая, нет тебя родней,
Много лет ты славишься красотой своей.
Берега украсила шёлком лебеда,
Стань сибирской песнею, Новая Уда.

Откуда пошла наша Родина?

Как нам не любить своё село?

У каждого человека есть свой близкий и родной уголок, его малая Родина, где он родился, вырос. Моя Родина это старинное село Новая Уда Усть–Удинского района Иркутской области, которое расположено на берегу Братского водохранилища. Я считаю, что мой родной край самый красивый и любимый. Это замечательное место, пропитанное свежим воздухом и теплыми лучами солнца.

Как не любить его? Мне очень дорог мой родной край, хоть здесь и нет пальм и персиковых деревьев, но здесь присутствует очень большая история.
Откуда пошла и есть наша Новая Уда?

Село Новая Уда одно из старейших сёл Усть – Удинского района. В 2020 году нашему селу исполнилось 322 года. Настоящее название поселение получило не сразу. В документах областного архива города Иркутска говорится следующее:

…Казачьим десятником Георгием Пежемским и казаком Юдой Кузнецовым были открыты земли по реке Уде и ее притоку Толкиче. Называли её Новостроенная, Ново- Удинская , Ново-Верхне-Удинская, долгое время село называлось Новая Слобода и только со временем утвердилось название села Новая Уда.

Об этом профессор В. Шерстобоев в своем труде “Илимская пашня” писал…в 1698 году заселяется местность вверх по реке Уде и там воз­никает в составе Илимского воеводства Ново-Удинская волость. Русские землепроходцы начали заселять территорию будущего Усть–Удинского района в конце XVII века, тогда и возникла Ново–Удинская слобода.

В документах областного архива города Иркутска говорится: …Казачьим десятником Георгием Пежемским и казаком Юдой Кузнецовым были открыты земли по реке Уде и ее притоку Толкиче. Выбрали они эти места неслучайно. Испокон веков люди селились по берегам рек. Река давала жизнь всему селению, по её притокам располагались пашни и сенокосы.

Об открытии земель сообщили илимскому воеводе, а воевода – государю Петру 1.

Вскоре последовал государев указ от 11 ноября 1698 года.
В указе говорилось … Из Тобольска сосланы в Илимск 18 семей и три беглых холостых крестьянина из Верхотурья и велено их построить на пашню в Илимском уезде в угожем месте по Уде-реке и Толкиче-речке. По той Уде и Толкиче до вершины Уды прилегают добрые еланные места, к пашне годные, и сенных покосов и лесов много и рыбных ловлев и звериных угодий довольно… Воевода приказал казачьему пятидесятнику Аверкию Шипицыну и конному казаку Ивану Распутину отыскать место по реке Уде для новой слободы. А. Шипицын и И. Распутин выполнили наказ государя, они отыскали самое лучшее место для волости у подножия горы Киткай и назвали его Новая Слобода. По неофициальным данным это было святое место для коренных жителей-бурят, они устраивали здесь Шаманские мероприятия. Место ещё было примечательно тем, что с вершины горы Киткай, со стороны Безносово, стекал ручей, который считался целебным (водой этого ручья лечили заболевания глаз).

Так возникла Ново- Удинская слобода— один из центров одноименных волостей Илимского уезда.

Ново-Удинская слобода объединяла самую маленькую по числу деревень волость; в ней, кроме самой слободы, было только 2 деревни Бурдушина и Шипицына. Недалеко от Новой Слободы проходил глухой, местами заросший березняком Жигаловский тракт – дорога кандальников.
В 1702 году в Ново-Удинскую слободу снова подселили ссыльных, слобода стала одной из крупных деревень, занимающихся земледелием.

Земля здесь была плодородная и в хорошие годы давала отменный урожай. Новоудинский хлеб пользовался большим спросом. Часть его оставляли себе, а другую часть сдавали государству. Все батраки из ссыльных платили по 1 четверти ржи в год хлебного оброка. Есть сведения, что экспедиция В.Беринга была снабжена хлебом из Новой Уды.

Хлеб для сдачи государству крестьяне перевозили на конных телегах вниз по реке Уде.

Продолжалось освоение новых земель по рекам Уде, Толкиче, Тунаку. Появились новые деревни: Толкичи, Безносова, Чичково, Подковрижки, Шаманка, Озёрки, а по колесной дороге к реке Лене, появились постоялые дворы и трактиры.
Была здесь и церковь, построенная по челобитной крестьян.

Со времени освоения территории русскими Новая Уда становится местом ссылки уголовных и политических элементов.
Росла Новая Уда и активнее участвовала в жизни страны. Прошли жители Новой Уды военные дороги Первой мировой, гражданской войн. Пережили и Великую Отечественную войну, 64 человека не вернулось с фронта.

История нашего села Новая Уда тесно переплетается с историй России. Понятия малая Родина и Россия неразрывно связаны между собой и священны для каждого человека, и такой же священной должна быть и наша память к прошлому. Ещё А. С. Пушкин писал: «Уважение к минувшему, к предкам – вот черта, отличающая образованность от дикости». Я считаю, что каждый современный человек должен любить свою Родину, знать её историю, так как без знания прошлого невозможно постичь настоящее и предугадать будущее.  

Моя Родина, это мой мир, здесь мне уютно и хорошо.

А какие тут живописнейшие места…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *