БурятияНовости

История старообрядческой церкви

Опубликовано

Вакарина Юлия, Никольск

Все мы сегодня с гордостью называем себя людьми нового поколения, людьми ХХI века! А помним ли мы тех, кто дал нам возможность уверенно войти в новый век!? Тех, кто создавал мощное духовное наследие, чтобы передать его нам. Сохранение веры и подкрепление ее добрыми делами было для наших предков делом чести. Наши предки хорошо понимали, что без духовной жизни будущего нет. Только в храме совершенствуется человеческая душа и получает возможность очиститься, стать лучше. Без православного храма жизнь человека была просто немыслима. Испокон веков храм был сердцем каждой деревушки, поселка, города, в котором он был расположен! Именно вокруг храмов происходила жизнь наших предков! Храмы – это наши корни, наша память, наше прошлое. А без прошлого, как известно, нет будущего.»

История Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина. Каждый из православных храмов имеет свою судьбу, свой неповторимый характер. Храмы украшают, облагораживают нашу жизнь, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней красотой, и гармоничным звоном колоколов.

Храм – это не просто здание, это живой организм. Наши предки не могли себе представить жизнь без веры, без храма, который являлся для них в буквальном смысле вратами в мир небесный. Храм сопутствовал каждому православному человеку в течение всей его жизни: здесь регистрировались и рождение, и крещение, и упокоение. Строительство любого города, села или завода сопровождалось возведением церкви.

Начав изучать историю церкви, первым делом я изучила историю зарождения села и узнала очень интересный факт. За провинность по службе был изгнан из Верхнеудинского острога казак Николай (фамилия и отчество неизвестны). Под конвоем он был доставлен в Мухоршибирскую слободу и оставлен на жительство в таёжном лесу – на том месте, где сейчас располагается наше село. После долгого скитания по лесу он встретил охотника, им оказался местный житель, бурят. Николай рассказал ему о случившемся. Охотник выслушал его и пообещал помочь. Вскоре к нему приехало несколько бурят и помогли построить небольшой домик и обнести его оградой. Поставили ворота и на фасадной части вырезали ножом – 1737 год. И этот домик и этот год стали началом истории села Никольское.

Шли годы, десятилетия, века к зимовью Николая по воле судьбы и житейской необходимости из разных мест России и даже зарубежья подселялись другие люди. «В ведомости 1795 указывается, что в деревне имелся 41 дом и проживало 283 человека» . На тот момент в деревне была построена небольшая часовня, располагавшаяся на берегу речки Николка. «Часовня – небольшая христианская культовая постройка без специального помещения для алтаря, обычно стоит у дороги или на территории кладбища. В часовне читают молитвы, совершают молебны, ставят свечи перед почитаемыми иконами.»

(Из воспоминаний Калашниковой Афимьи Моисеевны 1928 г.р.) « Я очень хорошо помню, что часовенка была небольшая. Внутри все было строго, без убранства, только икона и лампада, молились там Косогорцы. Молились они без попа, ничем особым в поведении не отличались, у них был свой уставщик (это как старший или главный). Стояла часовня на бугорке у речки в самом начале улицы Кандабай. Через речку был мост и тракт проходил там же. Позже часовню разобрали сами «косогорцы» и отдали ее для строительства мельницы на улице Новый Краснояр (Кирова). Мельница находилась напротив дома Калашникова Елисея Моисеевича (теперь там построены дома №6 и 8.)»

Каждый день моих исследований приносил новые факты, выяснилось, что часовен было две. Вторая часовня принадлежала Беспоповцам. Находилась она на улице Новый Краснояр (Кирова); в настоящее время там находится водокачка (напротив дома Ульяны Петровны). Их вероисповедание тоже отличалось тем, что они не признавали попа. Из записей жителя села Варфоломеева Поликара, сделанных в 1976 году следует, «что беспоповцев в селе в то время было 10 семей».
Первые семейские появились в нашем селе в 1764 году. Царским генерал-майором Масловым была выселена из пределов Польши и направлена в Сибирь партия старообрядцев, о чём свидетельствует запись в книге Тарбагатайской Саватиевской церкви.

Шли годы, численности населения увеличивалась, согласно ведомости 1850 года в Никольске было уже 730 дворов и проживало 3500 человек.

Весь 19 век, по мнению многих исследователей, можно назвать периодом расцвета материальной и духовной культуры старообрядцев, бесперебойного функционирования механизма передачи традиционной культуры из поколения в поколение. Возникает необходимость строительства церкви. Чем отличается церковь от часовни? «Церковь – от греческого «дом Господа» – архитектурное сооружение. предназначенное для совершения богослужения и религиозных обрядов, отличается от часовни в первую очередь тем, что имеет специальное помещение для алтаря».

На сходе села было принято решение о строительстве церкви. Деревянная рубленая церковь в селе Никольское была построена в 1910 году бригадой плотников из центральной губернии России. «Строили церковь всем миром: каждая семья отдавала на храм божий что положено. Каждому нужно отдать 12 рублей на строительство церкви и 15 рублей на приобретение церковной утвари.» (из воспоминаний Варфоломеева П.А.). Общим сходом было принято решение ставить церковь в центре села, на правой стороне ручья, чтобы доступ был всем, и смотрелась церковь добротно и величаво. От каждого двора решили привезти по два бревна на строительство церкви, написать послание в город Верхнеудинск с просьбой предоставить бригаду специалистов для строительства церкви. Это послание было удовлетворено и в 1903 году в деревню прибыла группа рабочих. Красили церковь под руководством немца Карла (фамилия не известна). Иконы писали прибывшие из Иркутска иконописцы, использовали для красок природный материал. Местные жители брали работников на постой. В знак благодарности иконописцы сделали рисунки на стенах, печах и ставнях домов, некоторые рисунки прекрасно сохранились до сих пор – это свидетельствует о качестве красок.

«Строилась церковь с размахом, имела высоту от фундамента до верхней точки креста на колокольне 25 метров, крыша была покрыта жестью. Отборные бревна тесались местными мастерами и были подогнаны друг к другу с особым старанием и аккуратностью. Ставили церковь на бутовом фундаменте, который выкладывали из плитнякового (плоского) камня и булыжника (рваного камня). Камни укладывали вручную на растворе без опалубки. Фундамент был выложен в рост взрослого человека (в этнографическом музее фундамент ниже и убрано 2 венца, из-за чего церковь потеряла свою «стать»). Территория церкви была обнесена добротным забором из теса» (записано со слов Бодрова С.И.) .

« Церковь имела колокольню, на ней располагалось несколько колоколов разной величины и звучания. Например, был «тревожный колокол», в него звонили во время пожара и созывали народ на сход. Другие колокола звучали перед молитвой; умели звонить и праздничный перезвон. Особенно звонко звучала квадратная чугунная доска.» (записано со слов Калашниковой Ахимьи Моисеевны в 2010г) . В предвоенные годы начались гонения на верующих, пострадала и церковь. Колокола с колокольни сняли, оставили село без «голоса». Тревожный колокол долго служил жителям села в пожарной бригаде. Маленький колокольчик подарили школе, он служит до сих пор – звенит заливисто и громко, созывая детей на урок.

Архитектурно-пространственная композиция Никольской церкви является одним из вариантов широко распространенного в Сибири типа. Здание состоит из постепенно нарастающих в ширину объемов в следующей последовательности, начиная от входа: навес-веранда, притвор, трапезная, куб (храм), апсида. Главные части здания, трапезная и куб (храм) построены из 23 венцов, рубленных «в лапу» и отесанных изнутри. К ним с восточной стороны примыкает алтарная часть — апсида, а с западной — притвор и веранда. Все объемы здания имеют крыши в два ската. В крыше трапезной и куба (храма) встроено по четверику, над трапезной, переходящей в восьмиугольную (восьмерик) колокольню с прямоугольными проемами звонницы. Колокольня завершается восьмигранным куполом, над которым возвышается луковичная главка и крест. Главный объем церкви исполнен в виде четверика, врезанного в двухскатную крышу, который переходит в крытый восьмерик. На восьмерике на следующем уже уровне расположен восьмигранный купол с луковичной главкой и крестом. В срубах трапезной и куба (храма) имеется по три окна со ставнями с южной и северной сторон, три подобных окна прорублены в апсиде. Входная дверь ведет в притвор, затем есть дверь, ведущая в трапезную. Запасный вход расположен в западной стене куба. В притворе находится лестница, веду­щая на колокольню. Здание обогревается двумя голландскими печами. Церковь стоит на бутовом фундаменте.

Стены жилища внутри и снаружи, потолок мылись, «скреблись», «шеркались дрясьвой», то есть крупным песком, по нескольку раз в год, в основном при подготовке к большим религиозным праздникам — Троице, Пок­рову. Пол, состоящий из широких добротных плах, «шеркался до белизны» и покрывался сухой травой или песком для сохранения чистоты.

Первичное научное описание Никольской церкви было сделано директором Научно-реставрационного производственного участка (НРПУ) Министерства культуры Бур.АССР И.А. Яньковым в 1971 году.

Прихожанами церкви были только старообрядцы – поповцы.

Священника раньше привозили издалека и он служил несколько лет. Таким служащим Никольской церкви был Ипат Ипатыч (фамилия неизвестна). Обратившись к роману «Семейщина» И.Чернева (А.А.Леонова), посвященному жизни забайкальского старообрядческого села Никольское в начале ХХ в. я нашла такие строчки: «Отрывисто и печально бумкает ранним утром церковный колокол: Ипат Ипатыч созывает народ к молитве. В серый прохладный час Устинья Семеновна накидывает поверх черной кички длинный до пят атлас, идет по заречью в церковь». В 30-е годы в селе вырос свой «очень грамотный самоучка» Брылев (имя и отчество неизвестны), который и вел службу после смерти Ипата Ипатыча. Ипат Ипатыч после смерти был похоронен на территории церкви у главных ворот в знак особой признательности и уважения.

С 1936 года церковь села Никольское находилась в ведении Сельского Совета и использовалась для колхозных нужд в качестве зернохранилища. Маленькой группе людей это было не под силу, прихожане боялись оказывать помощь, или сами в ней нуждались. Таким образом 21 мая 1937 года было возбуждено ходатайство о закрытии церкви.

На данный момент в моём селе происходит строительство новой старообрядческой церкви. На данный момент в селе происходит строительство новой старообрядческой церкви. Приходской совет был создан из 10 человек в 2010 г.

Постановление №468 от 11.07.2013 г. об изменении разрешенного использования земельного участка для строительства церкви местной Древлеправославной религиозной организации Приход, в честь Святитетеля Христова Николы Чудотворца,подписал В.Н.Молчанов.

Постановление №260 от 26.03.2014 г. О предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование, подписал заместитель руководителя Администрации МО “Мухоршибирский район”- В.П. Вакарин.

25.04.2014г. проведён марафон по сбору средств для строительства церкви.

Всю проектную документацию и Архитектурные решения выполнил Бурятгражданпроект ООО “Стройпроект и К” . Генеральный деретор В.Ф.Королёв.

Руководитель и архитектор В.И.Сизов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *